Совет 1: Как развить математическое мышление

В первую очередь нужно понимать, что основы математического мышления закладываются в детстве. Поэтому нужно начинать как можно раньше, не стоит ждать поступления в школу или проявления особых математических способностей. Ведь математика нужна для понимания многих наук и освоения разных профессий. Безусловно, есть дети с математическим складом ума, которые, руководствуюсь только собственным интересом, развивают свои способности самостоятельно. Но большинство детей нужно мотивировать, и удовольствие они начинают получать, только достигнув определенных успехов.
Инструкция
1
Если ребенок не уделяет математике достаточного внимания, нужно сделать ее не просто скучной прикладной наукой, а методом решения практических задач. Причем речь идет не о простых подсчетах, а о более сложных задачах, таких как вычисление площади участка, расчет строительных материалов или применение математических знаний в области физики или техники.
2
Главное - сделать математику не просто задачами из учебников, а помощником в реальной жизни, например, если нужно просчитать технические параметры построенной модели самолета. К сожалению, математических кружков не осталось, поэтому основную функцию по воспитанию математического мышления принимает на себя школа и родители.
3
В семье на досуге можно играть в математические игры или решать головоломки. Это не только полезно, но и увлекательно, математические вычисления предстают в виде игры, кроссворда или загадки, которую нужно решить.
4
Таким образом, задача из утомительной превращается в интересную. Главное - проводить занятия регулярно, но в то же время и не переусердствовать. Решение математических задач требует много сил, поэтому их нужно чередовать с периодами физической активности.

Совет 2: Как развить технику речи

Голос может стать мощным средством воздействия на слушателей. Нужно только грамотно пользоваться этим природным инструментом. Выработать правильную технику речи помогут специальные упражнения.
Инструкция
1
Любые самые интересные слова могут пройти мимо аудитории, если они произнесены бесцветным и невыразительным тоном. Напротив, благодаря хорошо поставленной речи говорящий в состоянии быстро завладеть вниманием окружающих и обрести их доверие.
2
Отработанная техника речи отличается мелодичностью, хорошим произношением и гибким владением интонационными характеристиками голоса.
3
Научиться говорить правильно можно, если овладеть техникой речи. Это отдельный раздел риторики и составная часть ораторского мастерства. Техника речи представляет собой набор навыков и умений, используемых для эффективного звучания речи.
4
Техника речи включает в себя несколько этапов овладения мастерством, таких как постановка речевого дыхания, постановка голоса, усовершенствование дикции, работа над интонационной составляющей речи, развитие слуха.
5
При овладении навыками хорошей речи необходимо соблюдать систематичность занятий, упорство в выполнении соответствующих упражнений. Особенно длительная работа предстоит над произношением.
6
Работу над совершенствованием техники речи целесообразно вести под руководством опытного специалиста. Только в этом случае вы сможете получить обратную связь и исправить свои речевые недочеты.
7
Типичный начальный курс овладения техникой речи включает следующие разделы и упражнения:- разминочные упражнения, включающие массаж и гимнастику;
- развитие управляемого дыхания;
- заучивание и произнесение скороговорок;
- упражнения на развитие вокальных данных;
- упражнения на постановку навыков интонирования в зависимости от содержания высказывания;
- чтение текста с выражением;
- специальные упражнения на управление громкостью, темпом речи, высотой звучания голоса в зависимости от ситуации общения и т.п.
8
Правильно сформированные речевые навыки востребованы во многих профессиях. Без них сегодня не обходятся ни политики, ни журналисты, ни учителя, ни работники социальных учреждений. Высокий уровень техники речи может стать залогом профессиональной успешности для каждого человека, работающего с людьми.
Видео по теме
Источники:
  • Техника речи

Совет 3: Как развить физическую силу

Сила - это способность человека справляться с внешними сопротивлениями или противостоять ему за счет мышечных напряжений.
При выполнении спортивных или профессиональных упражнений, связанных с удержанием тяжелых грузов, подниманием, опусканием, мышцы преодолевают сопротивление, укорачиваются и сокращаются.

Инструкция
1
Упражнения, направленные на развитие физической силы, являются дополнением к базовому комплексу упражнений с гантелями. Иными словами, пока вы не освоите комплекс с легкими гантелями и не достигните первых результатов, переходить на упражнения с тяжелыми гантелями и штангой не стоит, поскольку это нанесет вред.
2
Удерживайте на вытянутых в стороны руках тяжелые гири в течение нескольких секунд. Поднимите одну гирю с пола одной рукой над головой, опустите. Вытяните руки с гантелями перед собой, разведите руки в стороны.

В том же положении рук делайте «ножницы» перед собой. Поднимите руки с гантелями вверх и поочередно опускайте руки к плечам. Приседайте с гантелями в руках.
3
Поднимите одной рукой штангу над головой и удерживайте ее вверху. Затем переложите штангу в другую руку и опустите. Возьмите штангу двумя руками, поднимите над головой, зафиксируйте вес на несколько секунд, опустите.

Данные упражнения способствуют развитию силы всех групп мышц.
Видео по теме
Обратите внимание
Важно подготовить организм к силовой нагрузке, а предшествующий ему комплекс упражнений с легкими гантелями позволит укрепить мышцы и сухожилия, повышая эффективность силовых упражнений.
Совет полезен?
Для развития физической силы применяют упражнения с тяжелыми гантелями и штангой. Чтобы получить хороший результат необходимо дозировать вес гантелей или число движений, учитывая ваше физическое развитие и индивидуальные особенности организма. Работайте осторожно и систематично. Постепенно это позволит укрепить здоровье и мускулы.

Совет 4: Как развивать аналитическое мышление

Зачастую, работодатели в резюме просят указать наличие аналитических способностей. Особенно это касается руководящих должностей, так как именно руководителям нужно принимать ответственные решения и порой очень быстро. Вам очень повезло, если эти способности у вас имеются, а если нет? Значит аналитическое мышление нужно развивать.
Инструкция
1
Для начала придумайте ситуацию: она должна быть несложной и привычной для вас. Затем поставьте перед собой цель: решить данную проблему как можно быстрее и качественнее.
2
Найдите несколько вариантов выхода из данной ситуации. Выберите самые приемлемые для вас, на которые вы затратите минимум сил и времени.
3
Задайте себе наводящие вопросы по данной проблеме, которые вам помогут в решении поставленной задачи. Принимайте решение.
4
Проанализируйте принятое решение со всех точек зрения. Также можно составить конспект по приянтому варианту. Это поможет понять, почему вы поступили именно так.
5
Если вы остались недовольны своим решением, проанализируйте его. После этого начните с самого начала.
6
Это самый простой способ развития аналитического мышления. Постепенно сложность придуманной вами ситуации должна возрастать, а способы решения проблемы - увеличиваться.
7
Нужно задавать себе направляющие вопросы, ведь любой из них побуждает размышлять о проблеме глубже и детальнее, учитывая различные аспекты.
8
Далее в течение дня продумывайте ситуации, которые с вами происходли, и даже самые незначительные. Вечером составьте конспект по принятым решениям. Проанализируйте все свои действия. Подумайте, что именно побудило принять именно такое решение и что бы изменилось, если вы посутпили бы по-другому.
9
Кроме всего, вы можете анализировать все, что видите или читаете. Ставьте себя на место главных героев. Можно также придумать действия, которые вы бы совершили. Пусть их будет несколько. Это постепенно должно войти в привычку.
Совет полезен?
Постоянно применяйте все эти навыки в повседневной жизни. Хотя поначалу будет сложно отказаться от прежних принятых решений, ведь вы мыслили по-другому. Чем чаще будете заниматься самоанализом, тем эффективнее будет ваше аналитическое мышление, а это в будущем поможет вам правильно и быстро принимать решения в любой ситуации.

Совет 5: Как решить математическую задачу

Универсального способа решения, применимого к любой математической задаче, не может существовать в принципе. Поэтому надо применять общие приемы и правила, которые существенно облегчают поиск решения.
Инструкция
1
В каком-то смысле ответ на поставленный вопрос содержится в двух словах: знать и уметь. В математике есть четко сформулированные аксиомы, определения, теоремы, а также правила логических умозаключений. Нужно знать эти теоремы и правила, уметь их применять.
2
Приступая к решению, надо хорошо понять условие задачи. Разобраться, что дано и что требуется вычислить или доказать.
3
Во некоторых задачах приходится применять не одну, а несколько теорем. И заранее не ясно, какие следует применять и в какой последовательности. Логические законы больше приспособлены для того, чтобы изложить уже найденное решение, убедить кого-нибудь в верности доказательств.
При нахождении решения чаще всего приходят на помощь не доводы логики, а случайно подмеченная аналогия, предположение, опыт, интуиция и другие факторы.
4
Встретившись с трудной математической задачей, попытайтесь сформулировать ее иначе, чтобы новая формулировка оказалась простой, более доступной для решения, чем исходная.
5
При решении некоторых задач полезно выяснить, что известно об искомых величинах, установить взаимозависимость между ними и попытаться записать это в виде уравнения или неравенства. Если установить непосредственно связь между известными и искомыми величинами не представляется возможным, надо ввести вспомогательные неизвестные. Тогда громоздкая и запутанная задача сводится к решению обыкновенного уравнения или неравенства.
6
Решение задач – своего рода искусство, овладеть которым в той или иной степени может каждый. Главное - иметь желание научиться «объемно» мыслить.
Видео по теме

Совет 6: Как построить математическую модель

Если известны математические закономерности хода того или иного процесса, а сам процесс опасен либо его осуществление требует значительных затрат, можно осуществить его моделирование. Оно может быть осуществлено на бумаге, с помощью вычислительной техники, либо через другой, менее опасный или затратный процесс, подчиняющийся тем же закономерностям.
Инструкция
1
Чтобы осуществить математическое моделирование процесса на бумаге, прежде всего, найдите в учебниках или справочниках формулы, характеризующие его закономерности. Заранее подставьте во все формулы те из параметров, которые являются константами. Теперь найдите неизвестную информацию о ходе процесса в той или иной его стадии, подставив в формулу известные данные о его ходе в данной стадии.
Например, необходимо моделировать изменение мощности, выделяющейся на резисторе, в зависимости от напряжения на ней. В этом случае, придется воспользоваться известным сочетанием формул: I=U/R, P=UI
2
При необходимости, составьте график или семейство графиков обо всем ходе процесса. Для этого разбейте его ход на некоторое количество точек (чем их больше, тем точнее результат, но дольше вычисления). Осуществите вычисления для каждой из точек. Особенно трудоемкими будет расчет в том случае, если независимо друг от друга меняется несколько параметров, поскольку осуществить его необходимо для всех их сочетаний.
3
Если объем расчетов значителен, воспользуйтесь вычислительной техникой. Используйте тот язык программирования, которым вы хорошо владеете. В частности, чтобы рассчитать изменение мощности на нагрузке сопротивлением в 100 Ом при изменении напряжения от 1000 до 10000 В с шагом в 1000 В (в реальности построить такую нагрузку затруднительно, поскольку максимальная мощность на ней достигнет мегаватта), можно написать такую программу на языке Бейсик:
10 R=100

20 FOR U=1000 TO 10000 STEP 1000

30 I=U/R

40 P=U*I

50 PRINT U,I,P

60 NEXT U

70 END
4
При желании, воспользуйтесь для моделирования одного процесса другим, подчиняющимся тем же закономерностям. Например, математический маятник можно заменить электрическим колебательным контуром, или наоборот. Иногда имеется возможность воспользоваться в качестве моделирующего тем же явлением, что и моделируемое, но в уменьшенном или увеличенном масштабе. Например, если взять уже упомянутое сопротивление в 100 Ом, но подавать на него напряжения в диапазоне не от 1000 до 10000, а от 1 до 10 В, то мощность, выделяемая на нем, будет изменяться не от 10000 до 1000000 Вт, а от 0,01 до 1 Вт. Такая установка уместится на столе, а выделяемую мощность можно будет измерить обычным калориметром. После этого результат измерения будет необходимо умножить на 1000000.
Учитывайте, что масштабированию поддаются не все явления. Например, известно, что если все детали теплового двигателя уменьшить или увеличить в одинаковое число раз, то есть, пропорционально, то велика вероятность, что он не заработает. Поэтому при изготовлении двигателей разных размеров коэффициенты увеличения или уменьшения для каждой из его деталей берут различные.
Видео по теме

Совет 7: Как развить математические способности у ребенка

И педагоги, и родители знают, что математика является мощным фактором формирования творческих и познавательных способностей ребенка, а также его интеллектуального развития. От математического развития малыша в раннем возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Инструкция
1
Начинайте заниматься математикой с малышом как можно раньше, ведь в раннем возрасте мозг ребенка способен впитать и усвоить массу полезной информации. Математические знания в дальнейшей жизни пригодятся для очень многих профессий, а способности могут проявиться на основе регулярных занятий математикой.
2
Лучше всего малыши запоминают полезную информацию в игре. Начните со счета: гуляя во дворе, считайте опавшие листочки, деревья, кусты, цветы и прочее, вдоль дороги - машины. Например, вы считаете встретившиеся черные машины, малыш – белые или красные, выигрывает тот, кто насчитает больше.
3
Помогите ребенку освоить понятия «один» и «много». Встретив проезжающего велосипедиста, спросите у него, сколько велосипедов он видит. После того, как он ответит: «Один», задайте следующий вопрос: «Сколько машин на улице?». Объясните, что машин много, если ребенок затруднится с ответом. Приведите еще подобные примеры. У продавца много шариков, а у девочки – один. На одной стороне улицы растет много деревьев, а на другой – одно.
4
Ознакомьте малыша с понятиями «больше», «меньше», «длина», «ширина». На улице используйте подручный материал: шишки, листочки, палочки, дорожки во дворе или в парке (шире или уже), ограждения (сколько шагов длится) и т.д.
5
Развесьте по квартире математические плакаты: счет, цифры, таблицу умножения, фигуры, формы и т.д. Сначала малыш будет просто рассматривать их, потом заинтересуется и начнет задавать вопросы.
6
Нарисуйте на большом листе бумаги домик с десятью этажами вверх, десятью – вниз и с нулевым этажом (на уровне земли). Повесьте его на видном месте, чтобы всегда был «на глазах», и играйте с малышом. Например: «2+4» означает подняться на лифте со 2-го этажа на 4 этажа вверх; «2—6» — спуститься на 6 этажей вниз. Таким образом, вы сможете «убить сразу двух зайцев»:
а) ребенок быстро освоит сложение-вычитание;
б) легко и естественно введете такое понятие, как отрицательные числа.
Если прикрепить домик магнитами к холодильнику, то можно наглядно перемещать по этажам магнитного человечка.
7
Обменивайтесь с малышом ролями. Пусть он превратится в учителя, а вы — в ученика. Данный прием полезен потому, что снижает однообразие занятий, повышает ответственность ребенка, способствует запоминанию того, что нужно просто выучить наизусть, к примеру, ту же таблицу умножения. Иногда отвечайте малышу неправильно на вопрос, чтобы поддерживать в нем интерес и «охотничий» азарт учителя. Кстати, после этого он сможет лучше запомнить задачки, на которых «поймал» вас, и начнет ценить свой собственный авторитет «учителя».
Видео по теме

Совет 8: Как развить в ребенке активность

Особенности активности детей проявляются с рождения, что можно увидеть и во время кормления, и по длительности периодов бодрости, и по энергичности движений. Важно сохранить и развить детскую активность, которая дана ребенку от природы.
Вам понадобится
  • Пространство для движений, спортивные принадлежности, свободная одежда и умение определять потребность ребенка в активности, чтобы вовремя ее удовлетворять
Инструкция
1
Не запрещайте ребенку быть активным, а только направляйте его энергию в социально-приемлемую деятельность: пинать не игрушки, а мяч; стучать палкой не по телевизору, а по покрывалу, из которого необходимо выбить пыль: «Умница! Мамин помощник!».
2
Предлагайте ребенку те виды деятельности, которые ему нравятся больше всего, где он максимально активен и долго не чувствует усталости. Если нравится играть в футбол, пусть играет столько, сколько хочет. А вы узнаете его потенциал активности: сколько минут, часов он может быть физически активным, в какое время суток и при каких условиях.
3
Делайте вместе с ребенком те необходимые для развития дела, которые ему не очень нравятся и интереса к ним он не проявляет. Заинтересованность может идти от мамы или папы. Малыши обычно любят что-нибудь делать вместе с родителями, и первое время активность будет держаться на интересе родителей, а затем, когда и у ребенка начнет что-то получаться, активность к этому виду деятельности проявится и у него.
4
Попросите ребенка чему-то вас научить. Например, делать лягушку из бумаги. Дети ежедневно чему-то учатся в детском саду, а вы уже забыли, как это делали раньше. Поэтому малыш может стать вашим учителем. Поблагодарите его за помощь и за то, что не отказался помочь вам. Вы увидите гордость в глазах и в позе ребенка, и, увидите, в ближайшее время он попробует еще чему-то вас научить, стараясь при этом в садике или в школе развития все хорошенько запомнить.
5
Агрессивного ребенка научите направлять свою энергию во благо - труд, помощь близким, созидание. Либо просто предоставьте им возможность излить свою агрессию. Враждебно настроенные дети всегда активны, но используют свою силу в разрушении. Подумайте, что можно разрушить с дальнейшей пользой для ребенка и всей семьи в целом: нарвать чистой бумаги для хомяка и положить в клетку, отпилить в саду засохшие ветки, снять постельное белье для стирки, выбросить в мусор грязную бумагу и т.д. Постепенно прибавляйте и созидательное действие, но не требуйте его выполнения сразу же.
6
Возведите занятия физкультурой и спортом в семье в культ. Организовывайте совместные длительные прогулки или пробежки. Поощряйте любые стремления в этом направлении – купите вместе спортивные принадлежности, тренажеры, удобную одежду и обувь.
Видео по теме
Обратите внимание
Активность для ребенка – естественное состояние, поэтому не следует подавлять ее, даже если она проявляется в виде агрессии или разрушения. Научитесь направлять энергию на полезные дела.

Ребенок постоянно стремится чем-то заниматься, все время находится в движении. Если он лежит на диване и ничем не хочет заниматься – он или болен, или боится активности, потому что не раз уже получал от взрослых запреты на деятельность. Сдерживаемая активность опасна для здоровья детей, как физического, так и психологического.

Совет 9: Как составить математический кроссворд

Математические дисциплины являются точными науками, требующими заучивания формул, методичных вычислений, пошаговых действий и пр. Часто именно поэтому студенты и школьники не проявляют интереса к изучению таких предметов. Однако его можно развить, разнообразив скучные задания игрой. Попробуйте составить математический кроссворд.
Инструкция
1
Математические кроссворды бывают двух видов: цифровые и текстовые. В первом случае предлагается решить несколько примеров или задач, записав результат в подходящие клеточки, во втором – ответить на вопросы по математической теории.
2
Решите, какой из двух видов вы хотите составить. Предположим, вы выбрали словесный вариант. Подумайте о том, кто будет его разгадывать, какой уровень подготовки или возраст человека. Не усложняйте задания, они должны быть понятными и в то же время заставлять задуматься.
3
Составьте подборку слов, расположите их на листе бумаге в форме кроссворда. Это может быть какая-то фигура или просто сетка линий, состоящих из определенного количества клеток. Буквы в пересечениях слов должны быть одинаковыми, поэтому позаботьтесь, что подборка слов была достаточно большой. Возможно, останутся лишние термины, которые пригодятся вам в следующий раз.
4
Не отвлекайтесь от темы, не пишите, например, «где родился Ломоносов» или «в какой стране жил Евклид». Это не кроссворд по истории, вопросы должны быть строго математические. Это могут быть задания вида «геометрическая фигура», «единица с шестью нулями», «прямоугольник, у которого все стороны равны», «луч, который делит угол пополам» и т.д.
5
Цифровой кроссворд, как и словесный, подразумевает, что значения в клетках пересечений должны совпадать. Составить такую головоломку непросто, однако обычно именно такие задания школьникам нравятся больше всего. Чтобы еще подхлестнуть их энтузиазм, добавьте элемент соревнования.
6
Подберите набор чисел. Разумеется, интереснее такая работа будет для учеников старших классов, поскольку они уже умеют оперировать с большими числами и решать задачи, в которых нужно не просто уметь считать, но и логически мыслить.
7
Примерами цифровых заданий могут служить: «наименьшее четырехзначное число, не содержащее нулей», «число, цифры которого составляют арифметическую прогрессию с суммой, равной 14» и пр. Хорошо добавить задания, где требуется совершить математические действия над ответами других заданий, например, «умножьте результат 15 по горизонтали на 5» или «извлеките квадратный корень из числа №13 по вертикали и умножьте на 2» и т.п.
Видео по теме

Совет 10: Речь как инструмент мышления

Речь делает мыслительную деятельность возможной в принципе. В словесной форме мысль закрепляется, делается осознанной для восприятия и анализа. Ярко прослеживается степень связи речи и мышления в процессе формирования у ребенка способности к внутренней речи.
Инструкция
1
Речь является инструментом мыслительной деятельности, с помощью речи человек наделяет свойствами предметы и явления. В речи фиксируется понятие о них. Слово – материальная оболочка мысли. Мысль всегда возникает в словесной формулировке, степень продуманности мысли отражается и на словесном уровне.
2
Словесная формулировка мысли позволяет сделать понятными свои размышления как для других, так и для себя. Словесная фиксация помогает обратить внимание на те или иные моменты, что способствует более глубокому пониманию. С помощью слова возможно логическое и осознанное мышление. Словесная формулировка не позволяет мысли пропасть, к ней можно вернуться через некоторое время для повторного обдумывания.
3
До овладения речью ребенок находится в доречевой фазе интеллектуального развития. Общение осуществляется мимикой и жестами, интонацией звуков. В возрасте двух лет мышление начинает становиться речевым, а речь – интеллектуальной. Ребенок начинает осваивать символизм речи, начинает использовать слово для общения.
4
Каждое слово является понятием, относящимся к целому классу однотипных предметов. Понятие - форма мышления, в которой отражаются свойства, связи и отношения предметов и явлений. Оно позволяет углублять знания об объекте, открывая для человека больше, чем способны передать его органы чувств.
5
Красноречиво отношения мысли и речи представлены в феномене внутренней речи. Во внутренней речи чаще всего подлежащее убирается, слова могут сливаться в одно. Такое слово вбирает в себя множество смыслов. Слово во внутренней речи может заключать в себе смысл целого высказывания. Для перевода во внешнюю речь будет использоваться развернутое высказывание.
6
Еще одна форма речи – эгоцентрическая, она находится между внешней и внутренней. Эта речь направлена на себя, человек как бы разговаривает сам с собой. Для других она может быть непонятна. Эгоцентрическая речь особенно характерна для детей. У взрослых тоже может встречаться в момент проговаривания решения сложной задачи. Чем сложнее задача, тем активнее пользуется эгоцентрической речью человек.
7
По мере развития ребенка внешняя речь превращается во внутреннюю, это происходит поэтапно. Сначала постепенно сокращается развернутость внешней речи, после внешняя речь становится шепотной. Лишь после этого ребенок приобретает способность к внутренней речи.
Видео по теме
Источники:
  • Специфические особенности внутренней речи

Совет 11: Что такое системное мышление

Мир, его объекты, явления и процессы представляют собой сложную систему. Чтобы верно отражать все особенности действительности, мышление человека также должно иметь системный характер. Системное мышление характеризуется целостным восприятием явлений, учитывающим присущие им взаимные связи.
Под системой обычно понимают некоторую особым образом организованную совокупность элементов, связанных между собой в единое целое. При этом характеристики системы не могут быть сведены к свойствам входящих в нее элементов. Будучи организованным единством составляющих ее частей, система обладает своими особыми качествами.

Любые явления действительности, включая материальные объекты и социальные процессы, научные теории, художественные образы и так далее, представляют собой систему. Ее элементы соединяются между собой устойчивыми или временными связями и функционируют так, чтобы вся система могла выполнять свое назначение. Но обыденное мышление не всегда способно полностью отразить всю сложность взаимосвязей в системах.

Составить правильное представление о действительности помогает системная организация мышления. Она строится на положениях системного подхода, давно применяемого в науке. Мир при такой организации восприятия и анализа реальности предстает перед человеком во всем многообразии своих связей. Системное мышление отличается целостностью и всесторонностью.

В основе системного мышления лежит понятие противоречия. Но речь здесь идет не о путаной и сбивчивой мысли, а о диалектическом противоречии, отражающем двойственность в состоянии любого явления. Наличие противоположных тенденций является движущей силой развития каждой системы. Сознательный поиск противоречий с целью их снятия является отличительным качеством сильного мышления, имеющего системный характер.

Для системного мышления характерно последовательное использование операций анализа и синтеза. На первом этапе мысль выявляет внутреннее строение явления, раскладывает его на составляющие части. После такого анализа происходит установление связей между элементами системы и разными уровнями ее иерархической структуры. Целостный образ явления помогает создать операция синтеза, соединения частей в единое и взаимосвязанное целое.

Системное мышление позволяет увидеть действительность в развитии. Каждая система имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Одним из инструментов, помогающих представить развитие объекта во времени, является так называемый системный оператор. Условно его можно представить в виде нескольких мысленных экранов, на которых возникают образы, описывающие состояние самого объекта, его подсистем и более общей системы, в которую данный объект входит в качестве составной части. Такие экраны проецируются в прошлое, настоящее и будущее.

«Многоэкранное» мышление – всего лишь один из способов отразить систему и этапы ее развития в целостности и временной динамике. К сожалению, в ходе эволюции природа не предусмотрела встроенных механизмов системного мышления. Привести мыслительные операции в систему помогает правильная, планомерная и целенаправленная организация умственной деятельности, основанная на признании того факта, что мир имеет системный характер.

Совет 12: Что такое понятийное мышление

Понятийное, или словесно-логическое мышление представляет собой самый поздний вид мышления. Оно имеет дело с конкретными понятиями, а не с образами и действиями. Развитое понятийное мышление особенно важно для научных работников.

Как формируется и в чем заключается понятийное мышление



Понятийное мышление использует понятия и логические конструкции. В своем развитии мышление человека проходит несколько стадий, и понятийное является самой поздней из них. Перед ним у человека появляется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В эволюции человечества в целом понятийное мышление тоже возникло последним. Его развитию способствует накопление практического наглядно-чувственного опыта.

До начала развития понятийного мышления для ребенка характерен эгоцентризм, он не может взглянуть на события глазами других людей, встать на их место. Постепенно в сознание ребенка прочно входят четкие понятия, и тогда мышление начинает работать по-другому. Эти понятия вводятся в основном в ходе школьного обучения. Весь мир ребенка уже не сфокусирован вокруг него, активно развивается логическое мышление. Таким образом, происходит переход от образов к понятиям, обозначенным словом.

Развитое понятийное мышление не заслоняет наглядно-действенное и наглядно-образное. Оно способствует их усовершенствованию и развитию. Способность мыслить логически и отвлеченно не отменяет практические навыки. Более того, некоторые профессии делают упор именно на более ранних, практических видах мышления. Это относится к техническим профессиям. А у писателей, например, лучше всего развито наглядно-образное мышление.

Есть люди, которые практически не пользуются понятийным мышлением, опираясь на житейский опыт. Для научной сферы же оно обязательно должно быть развитым. От него немало зависит уровень интеллекта, в житейской психологии понятийное мышление нередко приравнивают к уму.

Операции понятийного мышления



Понятийное мышление пользуется многими операциями. Вот основные из них. Анализ – расчленение общего на части и признаки. Синтез – обобщение частей в целое. Сравнение – сопоставление предметов или явлений. Абстрагирование – выделение важных признаков и отвлечение от несущественных. Способность к абстрагированию появляется в старшем школьном возрасте.

Обобщение – объединение понятий в одну категорию. Систематизация – отнесение категорий к одной системе. Конкретизация – переход от обобщенного знания к конкретному случаю. Суждение – способность понять связь между предметами и явлениями. Умозаключение – на основе нескольких суждений делается вывод. Также формируется способность выводить причинно-следственную связь, иметь представление о целях и средствах.
Видео по теме

Совет 13: Как развивать логическое мышление

Логическое мышление — способность рассуждать и делать выводы — можно и нужно развивать у детей с самого раннего возраста. Умение мыслить логически, анализировать и делать выводы пригодится как в детстве, так и во взрослой жизни. Развитие логического мышления и фантазии приводит к тому, что человек начинает мыслить нестандартно.
Вам понадобится
  • Настольные игры (шахматы, шашки, домино и т.д.), сборник логических и математических задач, ручка, лист бумаги, тематические картинки
Инструкция
1
Поощряйте ребенка высказывать свои суждения, давать оценку событиям, строить предположения. Научившись думать логически, ребенок начнет действовать так же.Начните фразу, а ребенок пусть ее завершит. Например: «Машина может ехать, потому что… , «На улице тепло, потому что… , «Если порезать палец, то…
2
Играйте в шахматы. Эта игра, история которой насчитывает несколько тысяч лет, учит не только развивать логику, но и разрабатывать стратегию, быть терпеливым, внимательным, угадывать шаги соперника и анализировать сложившуюся на поле ситуацию.
3
Купите сборник занимательных задач. Решать их будет интересно и взрослым, и детям. Помимо задачек на развитие логики, существуют также задачи с подвохом, где решение, которое первым приходит на ум, вряд ли окажется правильным.
4
Тренируйтесь составлять логические цепочки. Попросите малыша нарисовать круг, квадрат, треугольник, а потом повторить такую последовательность геометрических фигур несколько раз. Следите за тем, чтобы малыш не нарушал заданную последовательность.
5
Уделите внимание математическим играм и задачам. Логика и математика тесно связаны между собой, овладев одной наукой, ребенок непременно овладеет и другой. Решение задач на соответствие, прохождение лабиринтов, составление логических цепочек также способствует развитию логики.
6
Попросите ребенка разложить в определенном порядке картинки, на которых изображены действия одних и тех персонажей. Это могу быть фрагменты знакомой малышу сказки или просто набор сюжетов, в которых прослеживается четкая логическая последовательность.
Обратите внимание
Не заставляйте ребенка заниматься, если он не в духе. Отложит решение головоломок и занимательных задач до тех пор, пока у малыша не появится настроение.
Совет полезен?
Играть в логические игры должно быть интересно и весело. Чтобы этого добиться, привнесите элемент соревнования в игру. Решать задачки одному — это скучно.
Источники:
  • Сайт, посвященный развитию логического мышления
  • как развивать логическое мышление у детей

Совет 14: Что такое математический язык

Математический язык является формальным языком людей изучающих точные науки. Считается, что он более краток и ясен, чем обычный, потому что оперирует точными понятиями, конкретен и состоит из логических высказываний с универсальными логическими символами.

Например, распространенный в математике и физике квадрат числа на математическом языке будет выглядеть следующим образом: a х a = a2

То есть в математике используется буквенное обозначение символов, которое позволяет в условной форме кратко записывать математические формулы.

Буквенные обозначения, которые применяются, например, в алгебре, не использовались в древности; уравнения записывали в письменной форме. Первые сокращенные обозначения известных величин встречаются у древнегреческого математика Диофанта во втором веке нашей эры. В 12 веке стала известна в Европе «Алгебра» арабского астронома и математика аль-Хваризми, переведенная на латинский язык. С этого времени появляются сокращенные обозначения для неизвестных. Когда в 16 веке дель-Ферро и Тарталья - итальянские математики - открыли правила для решения кубических уравнений, сложность этих правил потребовала усовершенствования существующих обозначений. Усовершенствование происходило в течение целого столетия. Французский математик Виета в конце 16 века ввел буквенные обозначения и для известных величин. Были введены сокращенные обозначения действий. Правда, обозначение действий еще долго выглядело у разных авторов согласно их представлению. И только в 17 веке благодаря французскому ученому Декарту алгебраическая символика приобрела вид очень близкий известному сейчас.

Основными типами математического языка являются знаки объектов – это числа, множества, вектора и так далее, знаки отношений между объектами : «›», «=» и так далее. А также операторы или знаки операций, например, знаки «-», «+» , «F», «sin» и так далее. Сюда же необходимо отнести несобственные или вспомогательные знаки: скобки, кавычки и так далее. Хотя знаковую систему математики можно охарактеризовать с более точных и с более общих позиций.

Современная математика имеет в своем арсенале очень развитые знаковые системы, позволяющие отразить тончайшие оттенки мыслительного процесса. Знание математического языка дает богатейшие возможности для анализа научного мышления и всего процесса познания.
Видео по теме

Совет 15: Как развить абстрактное мышление

Каждого человека в детстве мучили задачами о том, что у него имеется три яблока, два забрали, сколько осталось, а бедный школьник не мог понять, где у него яблоки и на каком основании их кто-то забирает себе. Абстрактное мышление очень пригодится в жизни, особенно если вы выбрали для себя техническую специальность, но его необходимо развивать, так как с возрастом задачи становятся все сложнее.
Инструкция
1
Развивать абстрактное мышление ребенок начинает еще в детстве, когда заявляет родителям, что облако – динозавр. Задача родителей – поддержать фантазии ребенка. Строительный кран – это жираф, и пускай посчитает, сколько он видит жирафов. Кресло – бегемот, а степлер – крокодил. Таким образом вы не только разовьете ребенку абстрактное мышление, но и сэкономите на игрушках. Придумывайте истории, мастеря героев из подручных средств. К примеру, для этого отлично подойдет дамская сумочка с ее содержимым. Зеркало может стать озером, скомканная салфетка – белоснежной птицей, монетка – колобком, а расческа – ежиком.
2
Поиграйте с ребенком в такую игру: на листе бумаги нарисуйте произвольную закорючку, и пускай ребенок придумает, на что это похоже. Возможно, он разглядит там уши зайца, или горящий дом, или кудри принцессы.
3
Выдумайте вместе с ребенком жизнь случайному прохожему. Кем он работает, куда спешит, кто его ждет дома. Развивайте вашу историю, присматриваясь к другим прохожим. Возможно, они друзья вашего главного героя, или, наоборот, ему предстоит с ними сразиться.
4
Одна из любимых игр у малышей – театр теней. Сделайте из пальцев фигуру, отбрасывающую тень на стену, и пусть ребенок угадает, на какое животное она похожа. Расположение пальцев для построения некоторых животных вы можете найти в интернете. Но ведь можно придумать и самостоятельно! Предложите малышу самому сделать собаку, парящую птицу, жирафа, дом.
5
Предложите ребенку найти общие признаки предметов, у которых, на первый взгляд, нет ничего общего. К примеру, это может быть солнце и яблоко – круглое и желтое, газон и ежик – трава на газоне похожа на колючки ежа. Это научит ребенка абстрагироваться от конкретного предмета и работать лишь с необходимыми ему качествами.
6
Как развитое абстрактное мышление помогает решать математические задачи, так и решение задач помогает развивать абстрактное мышление. Так что пускай ваш ребенок все же представит, что у него имеется три яблока.
Источники:
  • развитие абстрактного мышления
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500