Инструкция
1
Оценивайте и хвалите поступки и намерения ребенка, а не его самого, не его личность. Слова «Ты чудесная дочь», «Что бы я делала без тебя?», разумеется, свидетельствуют о безусловной любви к малышу, но имеют весьма условное отношение к эффективной похвале. Не стоит хвалить и слишком часто, ведь тогда похвала утратит для ребенка свою ценность.
2
Правильная похвала состоит из двух важных частей. Слова взрослых выражают позитивную оценку конкретного поступка крохи (или его намерения). Вторая часть – самостоятельный вывод ребенка о себе и своих действиях. Например, вы указываете на трудность задачи, с которой только что справился малыш, а ребенок говорит о себе «Я сильный» (ловкий, умный, настойчивый и т.п., по ситуации).
3
Особенно отмечайте те поступки, которые с наибольшим трудом даются вашему ребенку. Хвалите таким образом, чтобы прогресс мог отметить и сам ребенок. Это внушит ему мысль о том, что преодолеть собственные недостатки и достичь цель в его силах.
4
В похвале не должно звучать сравнения с другим ребенком, вне зависимости от того, в чью пользу идет сравнение. Даже в случае, когда достижения или личностные достоинства ребенка оказываются выше, чем у сверстников, есть вероятность, что такая похвала-сравнение станет причиной формирования у него позиции превосходства и пренебрежения по отношению к ним как менее успешным. Лучше сравнивайте малыша с ним же самим – таким, каким он был недавно.
5
Чаще хвалите сына или дочь за то, что он делает для других, а не только для себя. Если какое-либо действие больше не вызывает у ребенка затруднений в выполнении, сделайте так, чтобы результатами его труда могли пользоваться окружающие. Например, сыну, научившемуся ловко завязывать шнурки на ботиночках, предложите помочь зашнуровать обувь и младшей сестренке. И обязательно похвалите его за заботу о близком человеке.