Инструкция
1
По большому счету, для каждого предприятия вопрос расчета занимаемой доли на рынке становится важным элементом планирования деятельности на разные сроки. Довольно часто в планах компаний можно увидеть цель, например, занять через 5 лет долю рынка в 50%. Очевидно, что доля рынка любого предприятия рассчитывается обычным делением текущего объема продаж на общую емкость рынка. Если вы знаете уровень собственных продаж, рассчитать долю на рынке достаточно просто.
2
Однако так кажется на первый взгляд. Наиболее важной переменной в формуле расчета доли является емкость рынка, адекватно и точно оценить которую достаточно сложно. По сути, для компании, работающей на определенном рынке и анализирующей его, проблема, как рассчитать долю на рынке, сводится к ответу на вопрос: «Как точно и правильно рассчитать емкость рынка?»
3
Под емкостью рынка понимается весь объем проведенных на нем сделок за определенный промежуток времени. В теории и практике маркетинга для ее определения используют разные методы, например, оценку по объемам производства, скорректированную на величины экспорта и импорта товаров. Также используют формулы, включающие количество потенциальных потребителей товаров, средний процент покупок за период и цену товаров. Применяются для оценки емкости и данные государственной статистики по разным отраслям экономики. Кроме того, многие компании больше склонны доверять собственным методам расчета емкости, которые разрабатываются в зависимости от специфики рынка и продаваемых продуктов.