Совет 1: Как провести социологическое исследование

Социология – наука об обществе. Обладая информацией о том, как провести социологическое исследование, вы сможете его не только организовать и выполнить, но и сделать выводы о закономерностях общества и людях, живущих в нем. Давайте рассмотрим поэтапно, как проводится социологическое исследование.
Вам понадобится
  • Выборка и инструментарий
Инструкция
1
Первый этап носит название подготовительный. На его протяжении вы уточняете тему исследования и разрабатываете теоретическую концепцию. Теоретическая концепция включает в себя описание объекта и предмета исследования, формулирование задач, определение выборки – на ком оно будет проводиться. Стоит так же уточнить основные понятия, используемые в теоретической работе. Определитесь с методами. Обобщив вышесказанное – на подготовительном этапе вы составляете на бумаге каркас своего исследования – его программу.
2
Следующий этап именуется полевым. Это не означает, что вам нужно в буквальном смысле выходить в поле, но на свежем воздухе побывать, скорее всего, придется. В это время исследователь занимается сбором первичной социологической информации об интересующей его проблеме. На ее основании он разрабатывает, утверждает и тиражирует социологический инструментарий. Проще говоря, если вы собираетесь проводить анкетирование респондентов, то необходимо составить и распечатать необходимое количество анкет.
3
Третий этап – этап подготовки и обработки информации. Он предполагает проверку собранной ранние информации на предмет ее точности, полноты и качества. Например, если метод исследования все тот же - анкетирование - вы внимательно обрабатываете анкеты и отсеиваете «бракованные».
4
Заключительный этап – анализ полученных данных и подготовка итоговых документов. Анализ данных может быть первичным – составление таблиц, схем, диаграмм, наглядно демонстрирующих информацию. И вторичным – применении методов математической статистики при анализе с целью подтверждения ее достоверности. К итоговым же документам относятся:
- информационная справка;
- информационная записка;
- аналитическая записка;
- отчет о научно-исследовательской работе.

При изучении особенностей социальных взаимодействий применяются различные методы. Одним из способов получить достоверную информацию о закономерностях, присущих большим коллективам и группам людей, является социологическое исследование. Оно представляет собой комплекс мероприятий, требующий предварительной подготовки и тщательного планирования.
Инструкция
1
На подготовительном этапе социологического исследования сформулируйте его тему и тот результат, который вы намерены получить. Определите цели и задачи исследования. Подробно опишите объект, который будет подвергаться изучению. Составьте выборку, то есть наметьте круг лиц, которые примут участие в исследовании.
2
Подберите методы, которые лягут в основу исследования вашего объекта. Наиболее популярными способами изучения социальных явлений является интервьюирование, анкетирование, различные виды опросов общественного мнения, а также включенное наблюдение. Оптимальным вариантом будет использование нескольких взаимодополняющих методов.
3
Обобщите свои планы и составьте подробную программу исследования, расписав по шагам конкретные действия. Укажите в программе место и время проведения мероприятий в рамках составленной вами программы.
4
Соберите предварительную информацию, относящуюся к рассматриваемой вами социальной проблематике. На этом этапе вам надлежит сформулировать рабочую гипотезу, которую потребуется подтвердить или, наоборот, опровергнуть.
5
В зависимости от выбранного метода исследования подготовьте необходимый инструментарий. Так, для проведения социологического опроса вам понадобится определенное количество анкет или опросных листов. Подобные материалы следует подготовить с небольшим запасом на случай, если придется дополнять выборку.
6
Приступайте к непосредственному проведению запланированных социологических изысканий. Проведите опрос, осуществите полевое наблюдение или используйте другие из выбранных вами методов исследования. Старайтесь в каждом случае придерживаться выбранной процедуры, чтобы полученные данные были достоверными и не имели искажений.
7
После окончания непосредственного сбора информации приступайте к ее обработке. Для этого используйте принятые в социологии методы статистической обработки данных. Для полного соответствия результатов изучаемой среде информация, принятая к обработке, должна быть точной и полной. Отсеивайте те результаты, которые получены с нарушением методики; при необходимости дополните выборку.
8
На основе полученных данных проведите первичный анализ. Отразите результаты исследования в виде схем, диаграмм и графиков, наглядно представляющих рассматриваемое вами социальное явление. По результатам первичного анализа подготовьте окончательные выводы, подтверждающие или опровергающие рабочую гипотезу. Оформите результаты в виде научной публикации или сделайте письменный отчет о научно-исследовательской работе.
Видео по теме
Видео по теме
Обратите внимание
Помните о том, что выборка должна быть репрезентативной, что бы результаты относительно небольшой группа испытуемых, должны давать представление об обществе в целом.
Источники:
  • Библиотека книг: социология
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500