Совет 1: Как рассчитать компенсацию за неиспользованные дни отпуска

Трудовой Кодекс Российской Федерации предписывает работодателям предоставлять каждому сотруднику ежегодный отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. По собственному желанию или по производственной необходимости можно привлекать к работе в период отпуска, только по письменному согласию сотрудника и не более чем на 14 дней. За эти дни оплачивается компенсация. Также она выплачивается при увольнении независимо от того кто был инициатором расторжения трудового договора.
Инструкция
1
Некоторые категории сотрудников нельзя привлекать к работе в период отпуска и выплачивать компенсацию. К ним относятся те специальности, которые связаны с работой в напряженных условиях. Например, летчики, стюардессы, диспетчеры и т.д.
2
Других сотрудников можно привлечь к работе в дни отпуска по производственной необходимости или по собственному желанию. От них должно поступить письменное согласие. Компенсация может быть выплачена за 14 дней. Остальные дни сотрудник должен находиться в отпуске и выплачивать компенсацию вместо отпуска нельзя.
3
Компенсация рассчитывается из среднего заработка за 12 месяцев. Нужно сложить все заработанные суммы, с которых был удержан подоходный налог, разделить на 365 и умножить на количество дней отпуска, за которые выплачивается компенсация.
4
При увольнении сотрудника компенсация выплачивается за все положенные дни отпуска исходя из заработанной суммы за 12 месяцев, которые были последними перед увольнением.
5
Если в месяце отработано более 15 календарных дней, то компенсация оплачивается за весь месяц, менее 15 – не выплачивается.
6
Если сотрудник отработал на предприятии менее 1 года, расчет производится за фактически отработанный период. Для расчета берут фактически заработанную сумму облагаемую налогами и делят ее на фактически отработанные календарные дни.
7
Если сотрудник отработал менее одного месяца, компенсация за отпуск не выплачивается.
8
Для расчета количества положенных дней для выплаты компенсации нужно 28 разделить на 12. Полученное число будет компенсацией за один месяц отработанный более 15 календарных дней. Ее умножают на количество отработанных месяцев, за которые положена компенсация и умножают на среднедневную зарплату за 12 месяцев.
9
Компенсацию следует выплачивать полностью, если сотрудник отработал на предприятии 11 месяцев.

Совет 2: Как рассчитать компенсацию за неиспользованные отпуска

Если сотрудник увольняется, то по закону компания обязана в последний рабочий день выплатить ему компенсации за основной или дополнительный отпуск, который он не использовал за все время работы. Это касается также и тех, кто работает по совместительству. Размер компенсации рассчитывают как обычные отпускные.
Инструкция
1
При расчете и выплате компенсации за неиспользованный отпуск бухгалтерам стоит руководствоваться статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации. В этой статье говорится о расчете средней заработной платы сотрудника. Именно исходя из средней заработной платы, высчитывается компенсация за неиспользованный отпуск.
2
Для расчета средней заработной платы сотрудника нужно суммировать весь его заработок за последние 12 месяцев (месяц, в котором сотрудник увольняется, в этот промежуток не включается) и разделить сначала на 12 (число месяцев), а потом на 29,4 (примерное количество дней в месяце). В результате получится число, тождественное среднему дневному заработку сотрудника. Чтобы рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск, необходимо умножить получившееся число на количество дней отпуска, которые не были использованы.
3
Стандартный отпуск равен 28 календарным дням. Если сотрудник отработал в компании 11 месяцев и не брал отпуск, то ему полагается полная компенсация - за все 28 дней. То же правило действует, если сотрудник работает давно, но именно в текущем году в отпуск не уходил. В среднем на 1 месяц приходится 2,33 дня отпуска. Если сотрудник отработал менее 11 месяцев, то, соответственно, необходимо умножить 2,33 на отработанное количество месяцев. При необходимости число месяцев округляют - в пользу сотрудника. В итоге получается то количество дней отпуска, которое компания обязана компенсировать.
4
Приведем пример:

Петр Иванов поступил на работу в ООО "Одуванчик" 1 февраля 2010 года, а увольняется 1 марта 2011 года. За все рабочее время он в отпуск не уходил. Его зарплата первые три месяца составляла 30000 рублей, потом ее подняли до 40000 рублей. Итого Петр Иванов заработал за 12 месяцев: 30000 х 3 + 40000 х 9 = 450000 рублей. Его среднемесячный заработок: 450000 : 12 = 37500 рублей. В день он в среднем зарабатывал: 37500 : 29,4 = 1275 рублей. Всего Петр Иванов отработал 13 месяцев. Ему необходимо компенсировать 28 + 2,33 дней отпуска, т.е. 30,33. Округляем до 31. Умножаем 1275 на 31 и получаем компенсацию, которая должна быть выдана Петру Иванову в день увольнения - 39525 рублей.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500