Совет 1: Как провести фокус-группу

Проведение фокус-группы необходимо, когда в рамках маркетингового исследования требуется ответить на поставленные вопросы или узнать отношение целевой аудитории к определенным качествам выводимого на рынок товара. Для получения объективных данных требуется не менее 3-4 фокус-групп.
Вам понадобится
  • комната со столом для переговоров, видеокамера, штатив, участники, модератор
Инструкция
1
Определите круг вопросов, ответы на которые хотите получить в ходе проведения фокус-группы. Вы должны четко представлять, что будете с ними делать, каким образом использовать в бизнес-стратегии. Часто бывает, что вопросы выставляются на обсуждение не те, как итог – результат исследования так и остается на бумаге, не найдя воплощения. Составляя вопросы, старайтесь учесть интересы всех подразделений компании, а не только своего маркетингового отдела.
2
Примите решение, кто будет модератором, то есть ведущим фокус-групы. Это должен быть коммуникабельный человек, умеющий задавать вопросы, если возникнет необходимость – перемещать русло беседы в нужную сторону, поощрять участников к развернутым ответам. Модератор не должен в ходе исследования фиксировать ответы приглашенных гостей. Подобный функционал следует возложить на психологов-наблюдателей, находящихся по другую сторону зеркальной стены.
3
Предусмотрите наличие видеозаписывающей аппаратуры. Заранее наметьте точку съемки, куда поставите на штатив видеокамеру. Протестируйте, все ли сидящие за столом попадут в кадр. Настройте звук, освещенность, цветовой баланс. Также, занимаясь подготовкой к проведению фокус-группы, предусмотрите прохладительные напитки, ручки и блокноты для участников, флип-чарт – для модератора.
4
Пригласите участников. Продумайте, как простимулировать их согласие. Еще раз убедитесь, что все они – ваши потенциальные покупатели, а не просто безработные, в большом количестве и с регулярной частотой за небольшую оплату участвующие в подобных исследованиях. Лучше делать выборку самим, не полагаясь на внешних маркетологов.
5
Задавайте новый вопрос участникам фокус-группы только после того, как досконально обсудили предыдущий. Данное исследование не допускает возвращения к темам, так как это нарушает процесс адекватного восприятия товара. Если обсуждаемая тема касается материального предмета (не услуги) – непременно подготовьте образцы. Имея их на руках, участникам фокус-группы будет значительно легче отвечать на вопросы модератора.
6
Просмотрите видеозапись. Сравните свои ощущения с мнением психологов-наблюдателей. Зафиксируйте все ответы приглашенных участников. Для анализа результатов составьте сводную таблицу, в которой повторяемые ответы выделяйте маркерами одного цвета. Чтобы ответы на поставленные вопросы были объективными, по каждому товару следует собрать 3-4 встречи, на каждой из которых может присутствовать до 10 человек.

Совет 2: Как повысить розничные продажи

От грамотно составленного плана продвижения торговой точки зависит увеличение уровня розничных продаж. Не придумывайте методы из головы. Проанализируйте ситуацию, чтобы выяснить, на что лучше направить основные действия.
Инструкция
1
Составьте портрет аудитории, пользующейся услугами вашего магазина и потенциальной, перед планированием рекламной кампании. Проведите анализ фокус-группы и выясните, чего не хватает стандартному покупателю, и что бы он хотел поменять в работе торговой точки.
2
Разделите рекламную кампанию на два направления. Одно направьте на удержание постоянных покупателей (обещая бонусные карты и скидки за третью, четвертую и т.д., покупки). Второе - на привлечение новых клиентов. Их внимание акцентируйте на большом выборе товаров, низких ценах и т.д.
3
Изучите ассортимент соседних розничных магазинов. Под видом покупателя поинтересуйтесь, какой товар раскупают быстрее всего. Проверьте, есть ли он на ваших полках. Если нет - свяжитесь с поставщиками и закажите небольшую партию. Если продажи пойдут, объем закупок можно увеличить.
4
Введите карты на скидку. Выдавайте их всем, кто приобрел покупки на сумму более пятисот рублей, трех или десяти тысяч. Все зависит от стоимости товаров, представленных в вашем магазине. Скидки можно сегментировать. Одну неделю продавать по сниженной стоимости бытовую химию, другую - молочные продукты и т.д.
5
Проведите стимулирующую лотерею среди покупателей. Выдавайте всем, совершившим покупку на определенную сумму, анкеты. Среди заполнивших их проведите розыгрыш призов. Анонсируйте награждение, развесив плакаты внутри и снаружи торгового павильона. Это привлечет новых клиентов.
6
Проведите работу с продавцами. Маркетологи выяснили, что вежливость и улыбка стимулируют потребителей приобретать те продукты, которые они ранее не планировали. Научите работников торгового зала, что клиент всегда прав. Если покупатель не доволен, лучше сразу вернуть деньги. И не доводить дело до суда или прокурорской проверки.
Видео по теме

Совет 3: Как разработать акцию

Рекламные акции все чаще используются в позиционировании компаний и их продуктов. Сегодня никого не удивляет человек в костюме медведя посреди улицы, раздающий листовки, или полуодетые девушки, танцующие вокруг авто. Разработка этих акций длится гораздо дольше, чем их осуществление.
Инструкция
1
Генерируйте идею. Выработка идеи акции - то, с чего она начинается. Конечно, вы можете взять уже готовые шаблоны, но они представляют собой наскучившие потребителям представления, поэтому подойдите к этому процессу творчески. Для этого хорошо подойдет метод мозгового штурма, когда в процессе выдачи несуразных идей всем коллективом получается довольно интересная концепция будущего мероприятия.
2
Выберите аудиторию. Это могут быть постоянные потребители, потенциальные или настроенные против. От этого стоит отталкиваться, принимая дальнейшие шаги.
3
Проанализируйте целевую аудиторию. Компании всегда известны те люди, которые заинтересованы в ее продукции. Именно работа с этими людьми вам и предстоит. Составьте анализ их интересов, предпочтений, проведите пару фокус-групп для полной уверенности в своей идеи.
4
Сформируйте бюджет и коллектив. Важнейший момент - прописание бюджета и его согласование с начальством. Постарайтесь подойти к этому вопросу разумно и максимально экономно. Минимальный бюджет - максимальный эффект, - именно то, что ждет от вас дирекция. Следующим этапом будет создание рабочей группы. Наберите не больше пяти человек из коллектива организации, предварительно расписав роли в команде. Ориентируйтесь на их возможности и способности исполнять ту или иную роль.
5
Заручитесь поддержкой средств массовой информации. Акцию должны сопровождать на всем пути ее следования: до проведения, во время и после. До начала газеты, радио и телевидение должны просто оповестить население о факте проведения, дате, времени и месте. Во время акции тщательно фиксируются все детали для последующей их передачи в ближайших выпусках СМИ для тех, кто не попал на мероприятие. И последний удар - напоминание об акции через неделю для большей запоминаемости.
Видео по теме

Совет 4: Фокус-группа как метод сбора информации в социологии

Социология использует фокус-группы как один из качественных методов исследования. Этот метод представляет собой интервью, фокусированное на конкретном объекте или предмете – товаре, услуге, социальном явлении или человеке.

Общая информация

Фокусированное интервью впервые было использовано еще в 1944 году учеными Колумбийского университета для выявления отношения людей к радиопередачам. В наши дни этот метод широко применяется в социологии и различных маркетинговых исследованиях.

Государство или владельцы компаний заказывают такие исследования, чтобы выяснить отношение реального потребителя к конкретному объекту, предмету или явлению. С помощью фокус-групп можно выявить основные предпочтения респондентов и их впечатления.
В фокусированном интервью применяются различные дополнительные подкрепления – аудио ряд, видео ролик о продукте, изображения и другие визуальные материалы.

Организация и проведение фокус-группы:

1. Постановка целей исследования и составление программы.

Целью исследования может быть тестирование маркетинговых решений для продвижения продукта и выявление отношения к этому у потенциального потребителя. Например, новый имидж марки, новое название, новый дизайн упаковки, новое лицо компании и пр. Также применяется в предвыборных исследованиях с теми же целями.

Чтобы получить необходимые данные, нужно как можно четче сформировать блок вопросов и составить максимально понятную инструкцию для респондентов.

2. Сбор команды.

Фокус-группу обычно проводят при участии модератора и нескольких ассистентов. Модератор – человек, который будет следить за тем, чтобы участники не отклонялись от темы, и прояснять их комментарии. Ассистенты следят за тем, чтобы обеспечить участникам максимально комфортные условия и фиксировать ход интервью.

3. Набор респондентов.

Для проведения фокусированного интервью обычно набирают 6-10 участников. Групп может быть несколько. Например, женская группа из 8 человек и мужская группа из 9 человек.

4. Подготовка места проведения.

Участникам обеспечивают максимально комфортные условия, чтобы внешние факторы не отвлекали их от дискуссии.

5. Непосредственно само фокусированное интервью.

Длительность проведения фокус-группы обычно составляет от 1 до 3 часов. Во время проведения ассистенты фиксируют ответы и элементы поведения участников в дискуссии. Весь процесс делится на блоки:

- Вводная часть. Модератор приветствует участников и объясняет регламент встречи. Дает инструкции участникам относительно самой дискуссии.
- Обсуждение продукта как такового. Какие марки продукта предпочитают участники. Чем руководствуются в выборе. Какие преимущества видят в предпочитаемой марке и т.д.
- Демонстрация видео ролика/аудио материала/изображений конкретного продукта или услуги.
- Обсуждение конкретного продукта и отношения к продемонстрированным материалам. Что понравилось? Что нет? Что можно улучшить?

6. Анализ полученных данных.

Цель фокус-групп

Целью фокус-группы является получение качественной информации глубинной мотивации потребителя. Эти данные не несут в себе статистической ценности, но позволяют узнать отношение и впечатления непосредственно у представителей целевой аудитории.

Основываясь на полученных данных, заказчик может сделать выводы о том, как воспринимают его продукт на рынке, и что можно предпринять, чтобы получить большую лояльность потребителя.
Видео по теме
Обратите внимание
Приглашая участников фокус-группы, тщательным образом отбирайте приглашенных. Отклонение от выборки может привести к искажению данных.
Полезный совет
Фокус -группу лучше проводить в помещении с зеркальной стеной. Приглашенные психологи смогут следить за невербальными реакциями участников.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500