Что такое дисграфия и как ее выявить



Часто родителям попросту сложно поверить в то, что ребенок действительно не может грамотно писать слова. Вообще, многие родители занимают по отношению к своему ребенку донельзя странную позицию. Когда ребенок просит помощи и говорит, что не справляется, они отвечают: «Я в школе учился давным-давно, уже ничего не помню» и в лучшем случае нанимают ему репетитора, а в худшем – попросту оставляют проблему без внимания. С другой стороны, они упрекают ребенка в том, что «уж свой-то родной язык стыдно не знать, что там трудного!». Но трудности действительно могут возникнуть.



Если, несмотря на свою старательность и выполнение всех домашних заданий, ребенок не способен писать грамотно, путает буквы, слоги, слова, не умеет правильно построить предложение, не различает языковые понятия, то, скорее всего, он страдает дисграфией.


Дисграфия – это неспособность человека овладеть навыками грамотного письма. Чаще всего она встречается в паре с дислексией – неспособностью читать, но в некоторых случаях эти расстройства могут наблюдаться и отдельно.


Дисграфия – не заболевание, однако может доставить немало проблем не только в учебе, но и в жизни.


Почему-то логопеды и психологи часто уделяют внимание только фонетической дисграфии, то есть, ошибкам, связанным с неразличением фонем и неправильным соотнесением звука и обозначающей его буквы. Однако существует несколько типов ошибок при дисграфии.


1. Ошибки, связанные с несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия – эти ошибки самые распространенные. То есть, если ребенок пишет вместо слова «дом» слово «дым», если постоянно пропускает буквы («тарека»), если путает местами слоги и буквы («онко» вместо «окно»), если прибавляет к слову лишние слоги или выпускает нужные, искажает слова, путается в смягчении гласных, это и есть ошибки, связанные со слуховым восприятием.

2. Ошибки, связанные с плохой сформированностью лексико-грамматического строя языка: ребенок неправильно согласует друг с другом слова («красивый девочка»), неправильно устанавливает управления между словами («пойти в улицу» вместо «пойти на улицу»), заменяет слова похожими, путает приставки и предлоги, пропускает слова в предложении.

3. Третий тип ошибок – это ошибки, связанные со зрительным узнаванием букв. Ребенок путает схожие буквы – «ь» и «ъ», «ш» и «щ», пишет буквы зеркально (особенно когда начинает писать прописными буквами) и т.д.

Когда, как и с чего начать



О том, как бороться с дисграфией, написано множество статей и книг, однако почти все они, поему-то, затрагивают довольно узкий круг проблем. Например, большинство из них нацелен на исправление дисграфии среди школьников и дошкольников. Подобных методик и альбомов с заданиями можно найти сколько угодно. Но случается, что родители решают бороться с проблемой достаточно поздно, например, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе. И здесь задача осложняется тем, что за несколько лет ребенку на уроках уже успели дать множество языковых понятий и определений из разных разделов языкознания, и он путается и «плавает» в них. Особенно трудно детям, которые, страдая дисграфией, обучаются по учебным программам повышенной сложности, например, по программе Эльконина-Давыдова. Часто проблемы с русским языком списываются на лень, на ребенка давят и учителя, и родители, в итоге у ребенка и вовсе может возникнуть полное неприятие этого предмета, а писать грамотно он так никогда и не научится.


Итак, что же делать, если вы заметили у ребенка признаки дисграфии или дислексии?


1. Будьте внимательны к своему ребенку. Если у него есть задержка в речевом развитии, если он плохо произносит звуки, если только начинает читать и писать, но уже не справляется, обязательно обратитесь к логопеду и психологу за консультацией. Лучше решить эти проблемы до школы. Дома вы можете заниматься с ребенком по специальным альбомам с интересными заданиями, которые нетрудно найти в продаже.


2. Если ребенок только пошел в школу, и вы видите, что он объективно не справляется с программой по русскому языку, если ему не даются домашние и классные задания, также незамедлительно обратитесь к логопеду и психологу. Кстати, узнайте у других родителей, насколько хорошо русский язык дается одноклассникам ребенка – если проблемы есть у всех, скорее всего, дело не в нарушениях развития, а в учителе.


4. Если вы решили бороться с проблемой, когда ребенок уже в третьем-четвертом классе или позже, то вам будет гораздо сложнее. Для начала заручитесь поддержкой и согласием ребенка – он должен сам осознать, что у него проблемы, но если вы будете с ними бороться, то у него все получится. Очень часто дети ошибаются просто потому, что боятся ошибиться, считают себя неспособными сделать правильно – здесь поможет психолог и чуткое отношение родителей.


Вы можете попробовать нанять репетитора, но старайтесь отыскать либо специалиста, уже имеющего опыт работы с такими детьми, либо такого, который готов отойти от своей традиционной программы и посвятить чуть больше времени работе с вашим ребенком. Так как у ребенка, скорее всего, в голове полная каша из понятий и терминов, он не может отличить части речи от членов предложения, фонемы от звуков, а звуки от букв, придется работать над системностью языка. Вместе с учителем или репетитором составьте удобную схему для работы, например подобную той, что на изображении. Прорабатывайте каждый раздел языка отдельно и показывайте ребенку, как они связаны между собой. Следите за тем, чтобы ребенок больше читал, а затем пересказывал вам прочитанный текст. А главное – не забудьте объяснить учителю, что у ребенка есть проблемы, с которыми он не может справиться самостоятельно, поэтому какое-то время не стоит спрашивать с него столько же, сколько с других.


Будьте последовательны и настойчивы в борьбе с дисграфией, заручитесь поддержкой специалистов, изучайте специальную литературу – и результаты не заставят себя ждать.