Потребность в бизнес-планировании возникает при открытии нового дела, выборе новых видов деятельности, для получения кредитов, привлечения инвестиций, определения степени реальности достижения желаемых результатов и т.п.

Основной формой бизнес-планирования является составление бизнес-плана. В условиях рыночной экономики он является рабочим инструментом для новых и уже действующих фирм любых масштабов и любой организационно-правовой формы. Грамотно составленный бизнес-план освещает перспективу развития организации и отвечает на главный вопрос - стоит ли инвестировать в этот проект? Он также помогает решить решить следующие основные задачи:

- определить направления деятельности и перспективные рынки сбыта;
- оценить все необходимые затраты;
- выявить соответствие кадров и мотивацию их труда для реализации поставленных целей;
- проанализировать финансовое положение фирмы;
- просчитать все возможные риски и предусмотреть трудности.

В зависимости от уровня, выделяют три вида бизнес-планирования:


- стратегическое (комплекс долгосрочных решений);
- тактическое (среднесрочное планирование, которое направлено на реализацию стратегических планов);
- оперативное (краткосрочное, направленное на реализацию тактических планов - объем выпуска и продаж, кадры, контроль качества, товарно-материальные запасы и т.п.).

Выделяют несколько основных методов бизнес-планирования: балансовый, прогнозный, программно-целевой, нормативный, экономико-математический и экономический анализ. Выбор формы планирования зависит от стадии развития компании. Если фирма зрелая, то ее бизнес-планы отличаются масштабностью, на начальной стадии развития организации бизнес-планы небольшие и нечеткие. Также на выбор формы планирования влияют квалификация персонала, особенности деятельности фирмы и другие факторы.

Бизнес-план должен отличаться краткостью, конкретностью, доступностью в изложении и понимании, убедительностью для пробуждения интереса у партнера или кредитора, не быть перегруженным техническими подробностями. Кроме того, он должен соответствовать определенным стандартам составления.

Источники информации, используемые при бизнес-планировании, могут быть самыми различными - маркетинговые исследования, деловая пресса, информация, предоставляемая фирмой, базы данных, информация промышленных ассоциаций, международных организаций, производителей оборудования.

Для составления бизнес-плана, в соответствии с международной методикой, необходимы следующие показатели:

- инвестиционные издержки;
- программа реализации и производства;
- численность работников;
- текущие издержки;
- структура общих издержек;
- потребность в оборотном капитале;
- источники финансирования.

Бизнес планирование обычно осуществляется совместно с инвестором, так как от его целей зависит судьба проекта и его развитие. В ходе работ также проводится разработка технико-экономического обоснования. Данная процедура помогает оценить возможность реализации идеи и оформить ее на бумаге с применением расчетов. С помощью бизнес планирования можно избежать множества ошибок и лишних расходов, сэкономить время и силы.