Важнейшие компоненты любой деятельности человека - восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. Чтобы удовлетворять свои потребности - играть, общаться, учиться, трудиться, - необходимо воспринимать мир, представлять то, что нужно сделать, запоминать, обдумывать. То есть, человеческая деятельность невозможна без участия психических процессов. Кроме того, эти процессы не только участвуют в деятельности, они и сами представляют особые виды деятельности.

Разработаны теории, утверждающие, что внутренние процессы можно формировать при помощи организованной по особым правилам внешней деятельности. В результате преобразований, направленных на автоматизацию и сокращение отдельных звеньев, превращения их в навыки, внешняя деятельность постепенно переходит во внутреннюю, психическую.

Но ни один из психических процессов не протекает только как как внутренний, он обязательно включает и внешние, двигательные, звенья. Зрительное восприятие связано с движениями глаз, внимание - с мышечными сокращениями, осязание - с движениями рук. При решении задач почти всегда работает артикуляционный аппарат, речевая деятельность не обходится без движений лицевых мышц и гортани. Поэтому деятельность - это соединение психических и поведенческих процессов.


Деятельность, в отличии от поведения, характеризует сознательную сторону личности. В качестве этапов деятельности можно выделить следующие:

1. процесс вовлечения в деятельность
2. процесс целеполагания
3. процесс проектирования действий
4. процесс осуществления действий
5. процесс анализа результатов действий, сравнение их с заданными целями

Впервые о процессном подходе как области исследования человеческой деятельности заговорили в 20 годах прошлого века. Было проведено исследование эффективности работы служащих компании с использованием процессного подхода. Руководитель проанализировал всевозможные взаимодействия между сотрудниками, была составлена схема размещение их в помещении. По результатам анализа провели простую оптимизацию - работников, наиболее часто взаимодействующих между собой, посадили рядом. В результате получился ощутимый выигрыш во времени. Это был первый пример проведения оптимизации процессов в бизнесе.

Процесс - это последовательность исполнения каких - либо операций, направленных на создание нужного результата. Основой любого процесса является три составляющих - целенаправленность, взаимодействие и последовательность.

Целенаправленностью называют способность достигать определенного результата - цели. Это обязательный элемент процессного подхода к деятельности, показатель эффективности и оценки всех мероприятий.

Взаимодействие определяет, насколько соответствует полученный результат потребностям потребителя этого результата.

Последовательность - это очередность действий, определяющая направление дальнейшего движения. Верно выстроенная последовательность позволяет сократить неэффективные операции, сократить длительность процесса и добиться улучшения качества результата.