Однако, как показал собственный опыт, прямая реклама товара является довольно непростым способом заработка.

Требования к промоутерам



Объявлений «Требуется промоутер» довольно много, в хорошие компании промоутерами устраиваются через знакомых.

Собеседование. В длинной очереди на должность промоутера - в основном девушки студенческого возраста. Отбор строгий. Условия: приятная внешность, приветливость, коммуникабельность, грамотная речь, активность и отличная память. Отбор больше напоминал прием в театральную студию, а не классическую процедуру собеседования. После стандартного заполнения анкеты начинается что-то похожее на кастинг: нужно показать умение привлекать аудиторию, продемонстрировать технику разговора, провести беседу с воображаемым клиентом.


Считается, что лучший возраст для промоутера от 18 до 23 лет, возьмут и человека постарше, с опытом работы.

Внешность промоутера подбирается в соответствии с видом и рекламным образом товара. Для рекламы аппетитных булочек предпочитают пышных девушек. Для дегустации пива или вина - крепких, сильных и более взрослых парней. Для рекламы сигарет требования ужесточаются: представители сигарет «Петр I», типично мужской марки, нанимают крепких, невысоких, но открытых юношей или девушек. А, например, для Vogue, тоненьких женских сигарет, потребуются точеная фигурка, ослепительная улыбка и рост 180 см. При работе с предметами гигиены, пищевыми добавками или бытовой химией достаточно природного обаяния и опрятного внешнего вида.

С теми, кто прошел отбор, заключается договор. Форма сотрудничества может быть любой - от участия в разовой акции с почасовой оплатой до постоянной работы в течение нескольких месяцев или лет с месячными зарплатами.

Особенности профессии промоутер



Приходить на «точку» промоутер обязан за 20-40 минут до начала работы, чтобы успеть подготовиться. Результат промо-акций налицо: продажи рекламируемого возрастают в пять, а иногда и в 25 раз. Под конец такого неполного рабочего дня устают ноги (отойти и даже присесть строго запрещено), садится или пропадает голос. Промоутер работает 3-4 дня в неделю, чаще по выходным, по 4-6 часов в день. Оплата почасовая, существует система премий в случае высоких продаж. Предусмотрена и система штрафов: за 5-минутное опоздание, неактивное поведение, искажение текста, неаккуратный вид зарплата снижается в два-три раза. Двойной контроль со стороны агентства и заказчика не дает расслабиться.

Промоутеров для работы набирают как рекламные агентства, так и фирмы, товар которых надо раскручивать. Преимущества найма через рекламное агентство в том, что каждая акция - неповторима. Никогда не угадаешь, какая будет следующей. Сегодня становишься представителем колбасного предприятия, а назавтра предлагаешь новый стиральный порошок. В агентстве обычно зарплата четко не определена: все зависит от желаний заказчика, обратившегося в агентство. Но, чем выше оплата за час, тем усерднее работает промоутер. При найме на работу непосредственно на фирму зарплата будет стабильнее, а особенности рекламируемой продукции уже после нескольких недель хорошо усваиваются.

Акция длится один-три месяца, потом промоутера «перекидывают» на другой продукт. Так меняются и форма, и текстовка, и график работы. Обычно стоять надо во вторую смену - с 15 до 19. До обеда - учеба, а вечер свободен. Очень удобно для студентов.
Возможность профессионального роста для будущих юристов или химиков здесь отсутствует, зато можно научиться другим вещам. Например, свободно общаться с людьми, развить в себе ораторское искусство и освоить азы рекламы и маркетинга.

Перед началом любой акции проходит специальный тренинг: заучивается текст, обсуждаются варианты обращения к покупателю, развития разговора с клиентом. На тренинге задаются самые неожиданные вопросы, глупые, каверзные. Собьешься - могут сразу уволить.

Форма одежды промоутера и место проведения акции



На каждую акцию промоутеру выдают специальную форму - юбка (реже брюки), майка или футболка летом, куртка и шапка зимой, а иногда и рюкзак или сумка. Красиво и ярко одетый человек в любой толпе сразу бросается в глаза. Бывают и нетрадиционные задумки. Промоутеров разряжают в веселые кокошники и пышные юбки или натягивают короткие шортики. На презентации одной компании двое парней в ярко-синих комбинезонах ходили по залу с игрушечными самосвалами на веревочках. А на одной недавней акции промо-девушек нарядили в купальники и на голове у них красовались заячьи ушки - реклама Феррари.

Впрочем, бывают и накладки: например, в одном торговом доме на промо-акции женских прокладок «Олвейз» работал промоутер-юноша! Тема, понятно, его смущала, он постоянно краснел и заикался. А проходящие бабушки были возмущены и недовольны такой безнравственностью...

Акции проводятся в самых многолюдных местах города – супермаркетах, торговых центрах, на центральных улицах и в популярных местах - кафе, барах, клубах. Народ уже привык и не чурается промоутеров, наоборот, все в меру своей фантазии принимают участие в «игре» под названием «купи-продай».

А вы, встретив в каком-нибудь магазине дегустацию или презентацию, не хотите подойти и поучаствовать?