Принципы теоценризма получили наибольшую популярность в Средние века – время, когда наука и философия были неотделимы от религии. Согласно средневековому теоцентризму, именно бог как активное творящее начало послужил причиной всего сущего. Он создал мир и человека в нем, определив нормы его поведения. Однако первые люди (Адам и Ева) нарушили эти нормы. Их грех заключался в том, что они пожелали сами определять нормы добра и зла, нарушив данные свыше нормы. Христос своей жертвой частично искупил этот первородный грех, но каждый человек все еще несет его бремя. Прощение можно заслужить через раскаяние и поведение, угодное всевышнему. Таким образом, согласно философии теоцентризма, в основе морали лежит почитание бога. Служение и подражание ему трактуется как высшая цель человеческой жизни. Средневековый теоцентризм – философия, главные вопросы которой касались познания бога, сущности и существования, смысла вечности, человека, Истины, соотношения градов «земного» и «Божьего». Фома Аквинский, крупнейший философ средневековья, старался «увязать» божественную волю с взаимосвязями, происходящими в мире вещей. В то же время он признавал, что даже самый мощный человеческий разум – инструмент ограниченный, и постигнуть некоторые истины умом невозможно, например, учение о том, что Бог един в трех лицах. Фома Аквинский впервые обратил внимание на различие истин факта и веры. Принципы теоцентризма Средневековья отразились и в трудах Августина Блаженного. По его утверждениям, человек отличается от животных тем, что имеет душу, которую вдыхает в него бог. Плоть же греховна и презренна. Имея полную власть над человеком, бог создал его свободным. Но совершив грехопадение, люди обрекли себя на несвободу и жизнь во зле. Человеку приходится совершать его даже тогда, когда он стремится к добру. Идеи противостояния плоти и духа, первородного греха и его искупления, спасения перед Страшным судом, беспрекословного подчинения церковным нормам характерны для средневекового теоцентризма. Эта философия, органически связанная также с концепциями теизма, стала стержнем для дальнейшего развития философии и знаний о человеке.