Совет 1: Что такое педагогика как наука

Название «педагогика» произошло от слова «пайдагогос» (пайд - дитя, гогос - веду), в буквальном переводе с греческого означающее «дитяведение». В Древней Греции педагогами именовались рабы, сопровождавшие в школу детей господина.



Педагогика как наука собирает и обобщает разнообразные факты, устанавливает причины и связи в явлениях, характерных для области воспитания и обучения детей. Наука педагогика описывает и дает объяснения на вопросы об изменениях в развитии личности под воздействием воспитания и обучения. Знания и опыт педагогики необходимы для предвидения и управления процессом личностного развития.

К.Д.Ушинский, известный величайший русский педагог, утверждал, что для воспитания детей недостаточно основываться исключительно на личном опыте. При этом он проводил аналогию между педагогической практикой (без теории) и знахарством (в медицинской помощи). Тем не менее, житейский опыт в педагогике передавался из века в век, менял ценности, но при этом сохранялся в народной педагогической культуре, и в настоящее время составил основу научных знаний педагогики. Поэтому К.Д.Ушинский говорил также, что, «обращаясь к народности, воспитание всегда найдет содействие в живом, сильном чувстве человека, которое воздействует сильнее убеждений».

Ученый и практик А. С. Макаренко сформулировал понятие объекта педагогики как науки. Этим объектом является педагогический факт (явление), но не ребенок и его психика. При этом ребенок не выключается из исследовательского внимания. Таким образом, педагогика, как наука о человеке, исследует деятельность, направленную на развитие и формирование личности; формирует систему педагогических явлений, которые называются образованием.

Образование – это предмет педагогики. Оно характеризуется как целостный реальный педагогический процесс, организованный в семье, образовательных, а также культурно-воспитательных учреждениях. Наука педагогика изучает суть, закономерности, тенденции, перспективы развития воспитания и образования человека в течение всей его жизни.

Задачами педагогики как науки остаются разработка теории и методов организации деятельности учителя, форм и методов ее совершенствования, а также стратегий и способов взаимодействия педагогов и учащихся. Педагогика как наука постоянно выявляет закономерности в сфере воспитания, образования, управления педагогическими процессами.

Результатом ее воздействия является воспитанность, обученность, развитость личности в определенных параметрах. Эта наука непрерывно изучает и обобщает опыт и практику педагогической деятельности. Неотъемлемой особенностью труда учителя является постоянное накопление эффективных средств влияния на учащихся.


Совет 2: Современная педагогика как наука

Востребованность педагогики возникла тогда, когда люди установили закономерность между развитием цивилизации и воспитанием отдельных поколений. Первые попытки обобщить воспитательский опыт были сделаны в таких сильных цивилизациях как Китай, Индия, Древняя Греция. Тогда образованию стали отводить большую роль в процессе социализации человека.
Инструкция
1
Термин «педагог» происходит от греческих слов «пейда» - ребенок и «гогес» - вести. В дословном переводе «детоводитель». Таким образом термин «педагогика» можно трактовать как «детовождение».
2
Впервые педагогика отделилась в отдельную отрасль науки лишь XVII веке. Немалый вклад в отделение педагогики от системы философских знаний внес английский философ Френсис Бекон.
3
Педагогика – наука о воспитании и образовании человека, она изучает, каким образом лучше всего передать социальный опыт от младшего поколения к старшему.
4
Объект педагогики - процесс действительности, который влияет на развитие человека, то есть образование.
5
Основой педагогической теории есть идея о природе человека, его способность к воспитанию, развитию и образованию. Именно эти базовые знания помогают в решении вопроса о природе воспитания и образования.
6
Предметом педагогики есть образование, как педагогический процесс проходящий в специально созданных социальных институтах (семья, школа, вуз).
7
Выделяют два уровня задач в педагогике: научные и практические. Отличаются они друг от друга тем, что задача науки - исследовать, задача школы – воспитывать и обучать учащихся.
8
Задачи классифицируют также на:
• постоянные – прогнозировать обучение на ближайшее и не очень будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять образовательной системой, образовательной политикой и даже развивать педагогическую науку.
• временные – внедрять результаты исследований в практику. Вхождение рыночных отношений в сферу духовного развития стимулирует развитие процесса обучения и поиска новых методов, подходов. Теперь можно не только изобрести новую методику обучения, но и эффективно применять ее на практике, да еще и получить всеобщую признательность.
9
Нужно заметить, что задачи, которые стоят перед педагогикой зависят и от социально-экономических условий жизни общества. Запросы на новые знания и навыки, которые нужны обществу в режиме «горячей линии» поступают к педагогике. И современная педагогическая наука должна реагировать и отвечать запросам общества.
10
Современная педагогика как наука нуждается в связях с другими отраслями науки. Например, философия важна во время разработки педагогической теории. Психология помогает решить вопросы об обучении и воспитании, установить режим дня и труда. Социология подсказывает как лучше логически организовать процесс образования.
Видео по теме
Источники:
  • Педагогика как наука
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500