Биллингом в этом значении называют целый комплекс операций, для обеспечения которого требуется программное и аппаратное обеспечение, а также юридическое и банковское сопровождение всех процедур приема платежей. Поэтому лишь крупные провайдеры каких-либо услуг занимаются организацией собственного биллинга, а большинство фирм и частных лиц пользуются услугами специализированных биллинговых компаний. Базовым процессом биллинга является измерение количества отпущенных пользователю услуг. Если это доступ в интернет или разговор по телефону, то программное обеспечение компании, предоставляющей эту услугу, измеряет время разговора или время, проведенное в глобальной сети. А, например, при покупке в интернете книг, программ или доступа к платному сайту измеряется не время, а количество приобретенных единиц. Затем программное обеспечение биллинговой компании автоматически рассчитывает стоимость такой услуги по введенным в программу тарифам. В таком же автоматическом режиме, по заранее введенному расписанию, программа выставляет покупателю счет к оплате приобретенных услуг, а продавцу переводить выручку, вычитая оговоренную оплату работы этой системы. Поступление денег от покупателей тоже учитывается комплексом программного обеспечения биллингового центра. В нашей современной компьютеризированной жизни с каждым днем все большее число частных предпринимателей и компаний начинают оказывать платные услуги с использованием электронных платежных систем. Поэтому растет и интерес к биллинговым компаниям, которые берут на себя описанную выше техническую часть этого сложного процесса. Таких компаний уже существует несколько десятков и если вы решили, например, продавать собственный продукт через интернет, придется потратить некоторое время на выбор биллинга. Им приходится соревноваться между собой, создавая все более простые способы подключения своих систем к любому бизнес-проекту и более выгодные условия обслуживания, поэтому явного лидера нет. При выборе биллинговой компании в первую очередь следует обратить внимание на способы платежа, которые она может предоставить вашим будущим клиентам. Максимальный набор включает до десятка электронных платежных систем (Webmoney, Яндекс-деньги, PayPal и др.), несколько международных систем, обслуживающих кредитные карты (Visa, MasterCard, American Express, Cirrus Maestro и т.д.). Возможность оплаты банковским переводом, чеком, звонком на платный мобильный номер тоже входит в набор услуг биллинговых компаний. Другими важными характеристиками при выборе должны стать стоимость услуг самой компании, ее надежность (хорошая бизнес-история), доступность службы технической поддержки.