Совет 1: Что такое государственный бюджет

Государственный бюджет представляет собой важнейший документ страны. Бюджет - это детальный план, в котором тщательно расписаны все доходы и расходы, а также определена финансовая политика государства.

В государственном бюджете, как следует из названия, расписаны доходы и расходы определенной страны. Обычно такой документ составляется на календарный год, то есть охватывает период с 1 января по 31 декабря.

Составление государственного бюджета необходимо для того, чтобы заранее распланировать и затем регулировать денежные потоки страны. Кроме того, государственный бюджет необходим для контроля действий правительства. В него заносятся данные о планах правительственных органов. Ежегодно составляемый бюджет также задает параметры экономической деятельности страны и обрисовывает варианты правительственных мероприятий.

Так как этот документ лежит в основе политики правительства, то он составляется, утверждается и выполняется на уровне законов. Более того, государственный бюджет сам по сути является законом.

Доходы государственного бюджета составляют следующие поступления: налоги на доходы (относится как к физическим, так и к юридическим лицам - их могут собирать либо центральные, либо местные налоговые органы), налоги на прибыль (поступления, которые идут в бюджет от реального сектора), косвенные налоги, акцизы, пошлины и прочие неналоговые сборы, региональные налоги. Притом налоги составляют в среднем около 84% доходов государственного бюджета, доходы от неналоговых сборов – 7%, а доходы целевых бюджетных фондов — 9%.

Средства государственного бюджета тратятся по усмотрению правительства на развитие промышленности, сельского хозяйства, на социальные нужды населения, государственное управление, военные цели (оборону), международную деятельность, правоохранительные структуры, науку и здравоохранение.

Правительства всех стран стараются составить сбалансированный бюджет, то есть такой, в котором объемы доходов и расходов равны. Если баланса между этими двумя статьями нет, то может быть либо профицит (доходов больше расходов), либо дефицит бюджета (расходов больше доходов). Профицит - это редкое в отличие от дефицита явление. Основная проблема в сфере управления государственным бюджетом - это коррупция, которая особенно процветает при исполнении бюджета.

Государственная бюджетная система РФ состоит из федерального, региональных и местных бюджетов. Федеральный бюджет составляется и утверждается Федеральным Собранием на весь год и имеет вид федерального закона. Благодаря федеральному бюджету происходит перераспределение национального дохода и ВВП. Регламентируется порядок формирования и исполнения федерального бюджета в Бюджетном кодексе РФ.

Совет 2: Как сбалансировать бюджет

Бюджет представляет собой систему распределения доходов и расходов предприятия. Идеальная ситуация, когда он сбалансирован, то есть между имеющимися источниками финансирования и направлениями использования средств не возникает дефицита (недостатка) или профицита (избытка).
Инструкция
1
Чтобы достичь сбалансированности бюджета, нужно найти оптимальное соотношение между финансовыми показателями деятельности фирмы. При этом необходимо придерживаться следующих критериев, чтобы достичь запланированной прибыли и рентабельности.
2
Во-первых, бюджет не должен быть дефицитным. Все доходы от деятельности предприятия должны покрывать текущие расходы, в том числе на погашение внешних источников финансирования (кредитов и займов), а также обеспечивать покрытие незапланированных платежей в случае задержек расчетов с контрагентами.
3
Во-вторых, следует учитывать норму рентабельности, которую планируют собственники фирмы, а также возможность выпуска новых продуктов или введения технологических линий, и как следствие этого – отказ от прибыли предприятия. Кроме того, при балансировании бюджета необходимо учитывать долгосрочную стратегию развития фирмы.
4
Чтобы бюджет был составлен в соответствии с вышеперечисленными критериями, можно воспользоваться следующим алгоритмом. В первую очередь составляется схема, при которой условия работы фирмы принимаются как стандартные. В этом случае определяется объем продаж, способы расчеты с контрагентами, а также величина прибыли и рентабельности, исходя их наиболее реалистичных показателей.
5
Затем способы расчетов в поставщиками и покупателями пересматриваются, и выбирается наиболее эффективный, учитывающий все возможные скидки и надбавки. А также определяется система расчетов с контрагентами (до или после отгрузки товара).
6
Далее устанавливается и утверждается сбалансированный бюджет. На основе его формируется кредитная политика фирмы, а все договора с партнерами заключаются в соответствии с ней.
Видео по теме

Совет 3: Что такое коррупция

Коррупция – это корыстное злоупотребление должностным лицом своими правами и властными полномочиями. В коррупционном действии всегда присутствует выгода должностного лица в личных интересах или в интересах связанных с ним лиц.
Инструкция
1
Истоки коррупции, видимо, лежат в обычае дарить подарок за чуть лучшее отношение к себе, чем к другим. Предполагается при этом, что одариваемый выполнит свои должностные или профессиональные обязанности более быстро и качественно. Например, учитель уделит ребенку больше внимания, врач подскажет пациенту, где лучше лечат, сантехник из ЖЭКа придет не «с девяти до шести», а в нужное время… В принципе, доплата за скорость или качество – нормальная коммерческая практика. Однако в тех случаях, когда законом или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение дополнительных платных услуг, «подарок за отношение» начинает как-то подозрительно походить на взятку.
2
Вторая ступень коррупции – когда в деле замешано должностное лицо, имеющее право распределять ресурсы или выносить решения. Распределить или вынести решение в пользу того, кто оплачивает – пример коррупции в формах взятки и злоупотребления служебным положением. Или в ситуации, когда, к примеру, два рекламных агентства борются за муниципальный контракт, – этот самый контракт заключается с тем агентством, которое больше предложит чиновнику, принимающему решения. Это уже коммерческий подкуп.
3
На этой же ступени – разнообразные схемы мошенничества. Например, такой весьма распространенный сюжет: нужно построить магазин, объявляется конкурс, который проводится с заведомым нарушением правил. Вследствие этого конкурс объявляется недействительным и тут же назначается новый, в котором участвуют две фирмы – «подставная» и фирма, принадлежащая супруге чиновника, проводящего конкурс. Или, к примеру, фирма просит у банка крупный кредит: банк кредит выделяет, но процент с суммы кредита следует отдать, скажем, лично директору банка.
4
Третья ступень – это создание «коррупциогенных» законов, когда законы пишутся таким образом, что остаются многочисленные лазейки, позволяющие очень «гибко» трактовать закон. Таковы, к примеру, формулировки «и иные действия» (без четкого определения этих действий), таковы отсылки на законы или подзаконные акты, которые хронически не принимаются (или заведомо не будут приняты).
Видео по теме

Совет 4: Что такое профицит бюджета

Государство, как любой хозяйствующий субъект, ежегодно принимает бюджет, который включает доходную и расходную часть. В соответствии с классификацией доходов и расходов, в них предусматриваются поступление денежных средств в государственную казну, расходы на содержание государственного аппарата и исполнение обязательств государства. В том случае, если доходная часть бюджета превышает расходную, говорят о профиците бюджета.
Централизация денежных ресурсов в руках власти, как показывают расчеты экономистов, отрицательно сказывается на деятельности хозяйствующих субъектов. При этом отвлекаются средства, которые могли быть использованы для модернизации производства, перехода на новые технологии, приобретение оборудования. Поэтому профицит бюджета не является плановой величиной, предусматриваемая при его составлении. Законодательство многих стран мира прямо запрещает это делать.Законодательство Российской Федерации предусматривает, что бюджеты любого уровня: федеральный, краевой или областной и местный составляются и утверждаются без бюджетного профицита. Если в процессе составления бюджета выявляется профицит, то бюджетные комиссии обязаны на эту сумму уменьшить поступления в доходную часть от продажи государственной собственности, реализации иных федеральных запасов и резервов. Для устранения профицита увеличиваются расходы в виде дотаций бюджетам других уровней и суммы, поступающие на погашение государственного долга.Если вышеперечисленные меры по устранению профицита бюджета будут признаны нецелесообразными, то, обычно, вводятся соответствующие изменения в налоговое законодательство и ставки на налоги снижаются.Профицит не будет однозначно положительным явлением и в том случае, если он образуется в ходе исполнения бюджета в течение года. Его можно признать положительным только тогда, когда предусмотренные расходные обязательства выполняются на 100%. В этом случае, средства могут быть направлены для создания денежного резерва и на покрытие перспективных расходов, которые планируется произвести в следующем году. В том случае, когда профицит бюджета возник из-за недофинансирования, выгодно сложившейся конъюнктуры рынка, то такое превышение доходной части над расходами экономисты не относят к положительным явлениям. Это положение требует срочной корректировки и устранения возникшего положительного баланса государственных средств.
Видео по теме

Совет 5: Что такое бюджет

Бюджет – это схема доходов и расходов некоторого субъекта (государства, предприятия, семьи), устанавливаемая на определенный период времени, как правило, год. Бюджет – это важнейшее понятие как макроэкономики (государственный бюджет), так и микроэкономики (личный и семейный бюджет, бюджет предприятия).
Инструкция
1
Государственный бюджет – это важнейший финансовый план страны. Он включает совокупность смет всех ведомств, государственных программ, правительственных служб и т.д. В нем указываются потребности, которые необходимо удовлетворить за счет государства, а также источники поступления средств.
2
С точки зрения предприятия бюджет представляет собой согласованный и сбалансированный финансовый план, который объединяет инвестиционную и финансовую деятельность хозяйствующего субъекта и позволяет сопоставить полученные результаты с понесенными затратами по периоду в целом, а также по отдельным его частям.
3
Бюджет как финансовый план имеет некоторые особенности. Он всегда составляется на определенный промежуток времени, чаще всего год. Укрупненные бюджеты могут готовиться на более длительный срок – от 3-х до 20-ти лет. В основе составления бюджета лежат прогнозные значения будущих затрат и доходов. Процесс его составления достаточно сложен. Он проходит несколько стадий: от планирования и согласования до исполнения и контроля.
4
В процессе бюджетирования могут рассматриваться несколько вариантов составления схемы доходов и расходов. Это делается для того, чтобы проследить возможные варианты развития рыночной и производственной ситуации. Как правило, в бюджете не отражаются все статьи расходов, выделяются наиболее затратные статьи. У каждой организации они свои. При этом, составляя бюджет, следует учитывать, что информация в нем должна быть пригодной для принятия управленческих решений.
5
При разработке бюджета предприятия необходимо помнить не только о внутренних факторах (нормативы использования ресурсов, систему платежных отношений), но и внешних (рыночную ситуацию, уровень цен, технологию производства), на которые организация не может повлиять. В связи с чем на крупных предприятиях система бюджетирования довольно сложная. Для успешной реализации бюджета в них необходим строгий контроль и согласованность действий всех его исполнителей.
Видео по теме

Совет 6: Что такое ВВП

В газетах и журналах можно часто столкнуться с аббревиатурой ВВП, данное сокращение можно услышать и из телевизора или радиопрограмм. Но далеко не всем известно, что оно обозначает.
Инструкция
1
ВВП расшифровывается как валовой внутренний продукт и означает конечную рыночную стоимость товаров и услуг, предназначенных для непосредственного употребления и произведенных за единицу времени (год) во всех существующих отраслях экономики, находящихся на территории государства, используемых для потребления, накопления и экспорта, независимо от национальной принадлежности используемых факторов производства.
2
ВВП бывает номинальным, реальным, фактическим и потенциальным:

- Номинальный ВВП выражается в ценах текущего года;
- Реальный ВВП выражен в ценах предыдущего или любого базового года. Реальное ВВП учитывает, в какой степени его рост определяется реальным ростом производственных показателей, а не повышением цен;
- Фактический ВВП характеризует реализованные экономические возможности;
- Потенциальный ВВП отражает потенциальные возможности экономики и может быть намного выше фактического по показателям.
3
ВВП страны может выражаться в национальной валюте, или, при необходимости может быть пересчитан по курсу в другую иностранную валюту. На сегодняшний день «рыночная стоимость» не может выступать стабильной величиной, поэтому ВВП и прочие схожие категории и понятия являются некой общепринятой абстракцией.
4
Рассчитать ВВП можно тремя способами: по доходам, по расходам и по добавленной стоимости. Каждый из этих способов имеет специальную формулу подсчета, где слагаемыми выступают определенные экономические показатели.
5
История происхождения ВВП. Первые приемы по измерению объемов национального производства стартовали в 30-е годы XX века. Их основателем стал экономист Саймон Кузнец, работающий в Департаменте Коммерции США. Первые серьезные оценки национального дохода были сделаны американским ученым в 1934 году. В его работе впервые указывались счета национального продукта и дохода. До этого времени никто не имел детальных данных об экономической деятельности страны.
Видео по теме

Совет 7: Что такое макроэкономика

Макроэкономика – обширная наука, изучающая крупные явления и процессы экономики целой страны, такие как формирование бюджета, осуществление внутренней и международной торговли, денежный оборот и формирование цен и т.д.
Инструкция
1
Макроэкономика решает глобальные экономические задачи в отличие от микроэкономики. Объектами этой науки являются не отдельные экономические хозяйства, а экономика всей страны. Соответственно, основные понятия макроэкономики это такие крупные величины, как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальный доход, индивидуальный доход (отдельного гражданина), государственный бюджет, международные долги, общий уровень цен, совокупное потребление и предложение, уровень безработицы, объем денежного обращения и т.д.
2
Все перечисленные показатели макроэкономики являют собой Систему национальных счетов. В этой системе содержатся экономические данные, которые используются государственными органами для формирования экономической политики.
3
Основные инструменты макроэкономики – фискальная и кредитно-денежная политика. Фискальная политика рассматривает расходы правительства на закупки товаров и услуги и чистые налоги. Объектом фискальной политики является государственный бюджет, поэтому ошибки или неточности в этой области могут привести к его дисбалансу или дефициту.
4
Кредитно-денежная (монетарная) политика осуществляется Центральным банком, который в зависимости от темпов роста массы денег в стране повышает или понижает ставку рефинансирования, сдерживает инфляцию и пр.
5
По экономическим суждениям различают нормативную и позитивную макроэкономику. Нормативная макроэкономика оперирует субъективными суждениями о том, как должна развиваться государственная экономическая политика. Например, нормативным суждением является утверждение типа «бедняки не должны платить налоги».
6
Позитивная макроэкономика основывается на аналитических выводах по реальным экономическим фактам и параметрам. Позитивные суждения должны быть обязательно подтверждены статистическими данными.
7
Перед макроэкономикой всегда стоит ряд проблем, которые получили название макроэкономической «великолепной семеркой»:• Макроэкономическая политика государства;• Экономическое взаимодействие с другими странами;• Экономический рост;• Экономические циклы;• Рост инфляции;• Занятость населения (уровень безработицы);• Национальный продукт.
8
Существует общие и специфические методы макроэкономики. К общим методам относятся индукция и дедукция, аналогия, научная абстракция, анализ и синтез.
9
Специфические методы макроэкономической теории: агрегирование, моделирование и принцип равновесности.

Совет 8: Что такое косвенные расходы

Согласно Налоговому кодексу, все производственные расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые расходы включает те затраты, которые напрямую связаны с производством продукции, например, покупка сырья, заработная плата персонала и т.д. Косвенные расходы – это те затраты, которые нельзя напрямую отнести к изготовлению того или иного вида товара, например, затраты на услуги связи, аренда офиса и т.д.
Как правило, каждый работодатель несет расходы для последующей прибыли. В налоговом учете такие затраты подразделяются на две группы: прямые и косвенные. Прямые расходы учитываются при расчете налога на прибыль прямо пропорционально реализованной продукции, а косвенные затраты учитываются в том периоде, в котором они были осуществлены. Например, аренда помещения сразу учитывается в том налоговом периоде, в котором она производилась. В 2002 году российское законодательство внесло поправки в Налоговый кодекс. Если раньше расходы на заработную плату относились к косвенным расходам, то сейчас они входят в состав прямых затрат. Однако принятые поправки нормативного акта в 2005 году оставляют за руководителем право отнесения затрат на ту или иную группу. То есть руководитель сам выбирает, какие расходы будут относиться к прямым, а какие к косвенным. Этот аспект прописывается в учетной политике. Но не стоит этим злоупотреблять, все-таки стоит придерживаться условий закона, а он трактует, что к прямым расходам относятся материальные затраты, расходы на оплату труда (статья 318 НК РФ).В бухгалтерском учете прямые и косвенные расходы также учитываются и разделяются. Прямые расходы связаны с выпуском продукции, а косвенные – с управлением и обслуживанием производства. Если рассматривать эти расходы с экономической точки зрения, то расходы можно разделить на постоянные и переменные издержки производства. Переменные издержки – это те, которые меняются в зависимости от выпуска продукции, например, чем больше будут объемы, тем больше понадобится сырья для изготовления товара. Постоянные же не меняются, например, аренда офиса не увеличится и не уменьшится в том случае, если выпуск продукции возрастет или уменьшится.
Видео по теме

Совет 9: Что такое региональная политика

Внутренняя государственная политика направлена в основном на решение тех проблем, которые затрагивают аспекты жизни населения тех или иных регионов. Люди в большинстве своем разобщены, поэтому перед государством стоит вопрос применения региональной политики.

Региональная политика является составным компонентом внутренней политики государства, которая направлена на выравнивание уровня жизни в среднем по регионам при помощи комплекса разнообразных экономических, законодательных и фискальных мер.

Региональная политика подразумевает обоснованное административно-территориальное деление, а также его изучение с целую проведения грамотной внутренней политики. При помощи законодательных и экономических рычагов государство путем построения вертикальной лестницы взаимосвязи субъектов и центра может оперативно и комплексно решать не только проблемы внутри регионов, но и позволяет становиться арбитром в решении конфликтных ситуаций между различным субъектами страны.

Региональная политика имеет несколько направлений, в числе которых:
- определение слаборазвитых районов и субъектов страны;
- стимулирование развития нуждающихся регионов;
- субсидирование и иные экономические вливания в экономики нуждающихся регионов;
- выделение регионов - реципиентов и регионов - доноров.

Региональная политика включает в себя ряд элементов, которые и призваны воздействовать на жизнь регионов в целом:
- Фискальная политика - совокупность средств и методов для организации сбора налогов по регионам и субъектам страны;
- Бюджетная политика - наиболее рациональное распределение бюджетных средств для вливания их в регионы;
- Ценовая политика - установление цен и тарифов на различных территориях страны;
- Социальная политика - проведение политики по поддержке граждан в различных субъектах государства.

В частности, одной из основных задач региональной политики является развитие национальной экономики через стимулирование развития предпринимательства и промышленности регионов. Выделение регионов-доноров и регионов-реципиентов позволяет государству грамотнее "выкачивать" свободные денежные средства из обеспеченных регионов и вливать их регионы - "бедняки".

Совет 10: Что такое акцизы

Акцизы – это вид косвенного налога, который включается в стоимость товара и, соответственно, оплачивается за счет покупателя. Они устанавливаются на монопольно производимые или высокорентабельные товары.

Понятие акцизов

Как правило, государство облагает акцизами товарами с неэластичным спросом, т.е. независимым от изменения стоимости. Это, например, табак, алкоголь, бензин. В этом отличие акциза от налога на расходы и сбора с оборота.

Цели установления акцизов могут быть экономическими и фискальными. В последнем случае речь идет об увеличении пополняемости бюджета за счет изъятия сверхприбыли у производителей высокорентабельных товаров. Акцизы могут устанавливаться и для косвенной защиты товары-заменителей или национальных производителей. Например, в стране-производителе пива могут устанавливаться повышенные акцизы на вино.

Виды подакцизных товаров

В России в число подакцизных товаров входят:

- этиловый спирт и спиртосодержащая продукция;

- алкогольная продукция;

- табачная продукция;

- автомобили легковые;

- автомобильный бензин и дизельное топливо;

- моторные масла;

- прямогонный бензин;

- печное бытовое топливо.

Порядок расчета и оплаты акциза

Плательщиками акцизов признаются производители подакцизных товаров независимо от их формы собственности (организации или ИП). Акцизами облагаются обороты по реализации подакцизных товаров. Оборот - это совокупная стоимость проданных подакцизных товаров без учета НДС. Дата оборотной операции определяется по отгрузке или по фактической оплате.

Сумма акцизов к уплате плательщики определяют самостоятельно на основе стоимости товаров и установленных налоговых ставок. Они оплачиваются в бюджет например, ежедневно или ежеквартально. В России акцизы выплачиваются ежемесячно не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, за июль необходимо заплатить до 25 августа.

Сумма акциза равна ставка акциза умноженная на налоговую базу. В России различают твердую и комбинированную ставку по акцизу.

Пример фиксированной ставки - 15 р. за 1 л реализованного пива. Если организация реализовала пиво в количестве 100 тыс. л, соответственно, акциз, который подлежит оплате в бюджет составит 1.5 млн р. (100000*15).

Комбинированная ставка сочетает в себе адвалорной (процентную) и фиксированную ставку. Например, при продаже сигарет взимается акциз 8% от максимальной розничной цены реализованных сигарет плюс 550 р. за каждые 1000 штук. Если организация реализовала 100 тыс. пачек сигарет (2 млн шт.) по цене 40 р. за пачку, получается сумма акциза к оплате составит (100000*40*8%+2000000/1000*550)= 1.42 млн р.

Для контроля правильности суммы расчетов налогоплательщики представляют налоговым органам расчеты по акцизам по форме и в сроки, установленные законодательством.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500