Совет 1: Что такое коучинг

Слово «коучинг» происходит от английского coach - «тренер», «наставник». Посредством процесса коучинга люди углубляют свои знания, раскрывают потенциал и повышают свою эффективность. Коучинг не учит, он помогает учиться.



Коучинг зародился в спортивном мире, где вопросы развития спортсменов всегда были на первом месте. Классическая тренировка заключалась в повторении показанного наставником. Но, как показало время, такой способ тренировки натыкался на внутренние препятствия спортсменов. Правило «делай, как я» не работало и не приводило спортсменов к победам.

Постепенно подход к тренировкам стал меняться, наставники начали добавлять новые методики и инструменты. Одной из таких методик стало создание нового опыта. Этот процесс происходит первоначально в мозге спортсмена с помощью визуализации событий, необходимых для достижения победы на соревнованиях.

Но понятие «коучинг» - это нечто большее, это учение на стыке спорта, психологии, философии и логики. Это проверенная временем надежная методика раскрытия человеческого потенциала и достижения целей в таких областях, как здоровье, взаимоотношения, семья, карьера, финансовое благополучие.

Коучинг - это не психотерапия, не тренинг и не консультирование. Это процесс активного и созидательного процесса взаимодействия клиента и коуча, направленный на определенный результат. В атмосфере доверительности описывается проблемная ситуация, составляется ясное представление о целях и выбираются идеи и пути решения данной проблемы. Клиент моделирует предстоящие ситуации, учиться новому поведению, анализирует их и учится использовать в будущем. Цель коучинга - помощь для самопомощи.

Профессиональные коучи – не гуру и не учителя жизни, а квалифицированные и внимательные собеседники, помогающие уточнить цель, принять верное решение, выработать эффективную стратегию поведения.

В коучинге выделяют три главных направления:
- персональный: главная задача - достижение цели в интересах личности;
- бизнес-коучинг - это работа над достижением профессиональных целей клиента, улучшение показателей бизнеса, карьерной самореализации человека;
- корпоративный, то есть достижение поставленных целей или решение проблем в интересах компании (в результате сотрудники получают осознание перспектив, понимание направления движения, поддержку собственной инициативы, а глава компании получает заинтересованных и эффективных работников).

Работа профессионального коуча основывается на нескольких основных принципах:
1. Вера в людей. Это самое важное, а начинается она с веры в себя, собственные силы.
2. Доверие к миру. Мир поддерживает нас, все имеет глубокий смысл.
3. Осознанность.
4. Уверенность в наличии необходимых возможностей. Коуч не сомневается, что у каждого человека есть все нужные ресурсы для достижения целей.


Совет 2: Коучинг как инструмент развития

Все мы слышали модное слово "коучинг", но не каждый знает, что это такое. Рассмотрим кратко это явление в формате "вопрос-ответ".

Что такое коучинг?

Если объединить все определения в одно, то мы можем трактовать коучинг как инструмент личностного и профессионального развития.

Как возник коучинг?

Его формирование началось в 70-х годах XX века из стортивного тренерства, позитивной, когнитивной и орагнизационной психологии.

Как работает коучинг?

Работа происходит не с проблемой, а с достижением цели, результата.

Какова задача коучинга?

Основная задача - стимулировать внутреннюю деятельность человека, в процессе которой он смог бы самостоятельно получать необходимые ответы на вопросы. Коучинг базируется на следующем основном принципе: каждый человек потенциально имеет все ресурсы для достижения поставленной цели.

Коучинг - это обучение?

Нет, потому что коуч не развивает навыки и не дает советы.

Коучинг - это консультирование?

Тоже нет, потому что коуч не дает рекомендаций. Коуч работает с внутренними ресурсами клиента.

Какие виды коучинга существуют?

Выделяют две основные группы: лайфкоучинг и бизнескоучинг, внутри которых несколько направлений. Также коучинг подразделяется на индивидуальный и групповой.

Какие методы использует коуч?

Работа с клиентом выстраивается в формате коротких встреч: коуч-сессий, в ходе которых коуч использует множество разнообразных методов.

Для примера можно привести модель GROW - РОСТ (автор - Джон Уитмор):

Goal - Расстановка целей

Reality - Обзор реальности

Opportunity - Список возможностей

What to do - То, что буду делать

В этом случае, сначала клиент с помощью коуча ставит конкретную цель (чего он хочет добиться? чего достичь? что хочет изменить?), далее происходит подробное обсуждение ситуации (в итоге формируется четкое и ясное видение), потом ведется речь о возможностях и вариантах действия (что можно изменить? каким образом?), и в конце сессии намечаются конкретные шаги, действия.

Кому будет интересен коучинг?

Коучинг будет полезен и интересен любому человеку, который стремится к развитию (личностному, социальному, профессиональному) и совершенствованию. Часто к коучингу прибегают менеджеры, руководители, тренеры, психологи, консультанты и другие специалисты. Приемы кочинга можно успешно использовать как в работе, так и в личной жизни. В последнее время активно развивается направление коучинга для родителей подростков.

Видео по теме

Совет 3: Что такое тренинг

Для личностного роста, успешного обучения и повышения эффективности трудовой деятельности часто используется весьма распространенная техника активной передачи знаний и развития навыков – тренинг. Что это такое?
Инструкция
1
В переводе с английского слово «тренинг» означает тренировка, воспитание или обучение. Главная компонента этой техники – интерактивное групповое общение. Предназначен тренинг для выработки и передачи таких навыков, которым невозможно научиться, используя только теоретический материал. Разновидностей тренингов существует огромное множество. Например, бизнес-тренинги могут развивать навыки переговоров, самопрезентации, делового общения, эффективного использования рабочего времени. Тренинги иностранных языков позволяют участникам закрепить словарный запас, научиться использовать его в разговорной речи. В то время как личностный тренинг направлен на решение комплексов и внутренних психологических проблем человека.
2
В процессе качественно организованного тренинга участники переживают массу эмоций, находят выход из сложных жизненных ситуаций, развиваются личностно, обретают душевное равновесие, учатся эффективно решать бизнес-задачи и принимать решения. Помимо индивидуальных достижений каждого участника, тренинг способен помочь сплотить образованную для какой-либо цели группу людей, сформировать рабочую команду и распределить роли каждого из ее участников.
3
Проводить тренинги можно с группами от пяти человек. Иногда число участников может доходить до 100. Важный момент – участие в группе должно быть добровольным. Количество членов группы зависит от целей «тренировки» и способностей тренера. Чаще всего у тренинга отсутствует жесткий сценарий. Именно поэтому очень важно мастерство тренера, умеющего чувствовать настроения участников и направлять общение в нужное русло. Другая задача тренера – организовать группу и обеспечить максимальный психологический комфорт каждого из ее членов.
4
Для того чтобы участники доверяли тренеру и остальным членам группы, что особенно важно на психологических тренингах, существуют определенные правила. Например, еще перед началом занятий участники определяются с формой обращения друг к другу – по имени и на «ты». Также они узнают, что общение на тренинге происходит по принципу «здесь и сейчас», т.е. – участники говорят только о том, что волнует их именно в этот момент. Важное условие доверия – конфиденциальность происходящего. Участники не имеют права обсуждать вне тренинга то, что происходит на нем. Согласно правилам, каждому члену группы дается возможность высказаться, причем не безлично - «многие думают», а персонифицировано – «я думаю».
5
На тренингах в основном используются следующее техники: деловые и игровые ролевые игры, психодрама, кейсы (поиск решения проблемы путем анализа информации), мозговые штурмы, дискуссии. Часто в своей работе тренеры используют видео- и аудиоаппаратуру, позволяющую человеку увидеть или услышать со стороны себя и других людей.
6
Помимо заданий, направленных на решение главной проблемы членов группы, тренер может использовать развлекательные или расслабляющие упражнения. Они нужны для поднятия интереса к тренингу, раскрепощения, раскрытия внутреннего мира участников. А чем доброжелательнее и теплее будет обстановка в группе, тем более эффективно решится и общая задача тренинга.

Совет 4: Карьерный коучинг для студентов, стажеров и молодых специалистов

Существует мнение, что помощь коуча в построении успешной карьеры требуется специалистам, которые уже имеют стаж работы (от 1 до 5 лет), знания и навыки, но не умеют их правильно и дорого продать на рынке труда. Безусловно, это так. Но я считаю, что задумываться о будущем трудоустройстве следует гораздо раньше, еще на студенческой скамье.

Именно тогда, когда молодой человек динамичен, открыт всему новому, интересному, увлекательному, когда на него еще не давит груз установок и ограничивающих убеждений, стоит задуматься о деле своей жизни.

Обычно процесс трудоустройства выпускника происходит следующим образом: либо его «пристраивают» родители через знакомых, либо молодой специалист ищет работу сам, зачастую — не по специальности. Порой молодым специалистам не хватает не только профессионального опыта, но и умения анализировать рынок труда, оценивать компании, подбирать вакансии, ориентироваться в уровне заработных плат.

Вчерашние студенты также не способны составить объективное мнение о своих собственных ресурсах и возможностях: кто-то их слишком недооценивает, а кто-то - наоборот, ценит слишком высоко и удивляется, получая отказ в трудоустройстве.

Когда же целесообразно обратиться к карьерному коучу?

На мой взгляд, если студент имеет желание получить действительно хорошую работу, а затем построить блестящую карьеру в престижной компании, либо организовать впоследствии свой собственный бизнес, то планирование по достижению этих целей стоит начинать еще на 4-5 курсе института.

Это «золотые дни» для человека: еще нет страха, внутренних барьеров, установок «я не смогу», «у меня не получится» и т. п. Студенту многое интересно, он еще не устал от жизни, его не тяготят семейные и бытовые проблемы, кредиты, иные обязательства, не ограничивают сложности со здоровьем.

С другой стороны, в возрасте 20-22 лет, большинство молодых людей еще не обладает определенным уровнем осознанности, не умеет правильно ставить цели и воплощать их в жизнь. Именно в этом им и поможет карьерный коуч.

Что такое карьерный коучинг и как это работает?

Коучинг — это сотрудничество между коучем и клиентом, в ходе которого раскрывается потенциал последнего. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни, способствующий реализации обучения и развития и, следовательно, усовершенствованию компетентности и профессиональных навыков обучающегося. Это технология, которая перемещает клиента из сферы проблемы в сферу максимально эффективного решения.

Карьерный коучинг — это более узкое направление, в котором коуч выполняет роль личного наставника и помогает в реализации карьерных целей клиента.

Его задача — помочь клиенту определиться с долгосрочными карьерными планами — от одного года до десяти лет, расширить горизонты, дать инструменты для самостоятельного роста, научить ставить цели и воплощать их в жизнь.

Коуч помогает клиенту объективно оценивать собственные ресурсы и восполнять их недостаток. Также, совместная работа с личным наставником позволяет молодому человеку выявить собственные таланты, способности, склонности, осознать свою уникальность, сформировать ответ на вопрос: «Почему работодатель должен нанять именно Вас?»

Не секрет, что у многих студентов довольно низкая самодисциплина. Коуч, во время работы с клиентом, также выполняет и контролирующие функции, что позволяет последнему гораздо быстрее продвигаться к поставленным целям.

Сотрудничая с коучем, студенты получают следующие возможности:

  • осознать собственные желания, выявить таланты и способности;
  • сформировать краткосрочные и долгосрочные карьерные цели;
  • составить пошаговый план их воплощения;
  • приобрести необходимый опыт и знания по нужной специальности еще во время обучения в ВУЗе;
  • получить конкурентные преимущества перед другими соискателями - выпускниками в виде реального стажа работы,
  • положительных рекомендаций, обретенных навыков;
  • научиться анализировать рынок труда и правильно себя позиционировать;
  • узнать «ловушки» и «подводные камни» процесса трудоустройства;
  • расширить собственные горизонты, научиться мыслить «широко и по-государственному»;
  • осознать важность самодисциплины и самоконтроля, получить инструменты для встраивания этих навыков в собственную личность;
  • научиться принимать на себя ответственность за свою жизнь и все, что в ней происходит.

В заключении хотелось бы добавить следующее: чем раньше будут выявлены склонности и таланты ребенка, подростка, студента, тем более вероятной для него станет возможность добиться значимых результатов и в карьере, и в жизни. Вы знаете, что за 40 лет трудового стажа мы проводим на работе 74 880 часов нашей жизни? Это очень, очень много! Если мы занимаемся тем, что нравится, что получается, что по душе — это счастье, не так ли?

Я уверена, каждый родитель искренне желает видеть своего ребенка счастливым, надо всего лишь позволить ему это, не навязывая собственных представлений и установок, не загоняя в рамки своих личных убеждений.

Невозможно научиться летать, не испробовав своих сил, а всего лишь наблюдая, как машут крыльями другие! Неэффективно лететь, не зная, куда и зачем!

Сейчас, используя возможности широчайшего информационного поля, стало совсем не трудно провести самодиагностику и определить, в какой сфере деятельности следует проявлять себя, где можно добиться максимальных успехов, получая не только хорошую зарплату и социальный пакет, но и настоящее удовольствие от работы!

Елена Тригуб

 

Совет 5: Кто такой коуч, и чем он может помочь?

Понятие коуч пришло в современный сленг из спорта. Дословно его можно перевести как «тренер», однако более точное значение – «человек, ответственный за результат». Какой толк от коуча обычному человеку? Чем он может помочь?
Именно от деятельности коуча зависит успех спортсменов в спорте. Он настраивает на успех, верит, поддерживает, вдохновляет и не позволяет впасть в отчаяние. Спортсмены, которые попали к правильным тренерам, в течение всей жизни сохраняют веру в собственные силы, что позволяет им добиваться результатов и в других сферах жизни: бизнесе, отношениях, образовании и т.д.

Коучинг вне спорта



Однако коучи бывают не только в спорте. Сегодня тренеры встречают почти во всех областях бизнеса. Их основная задача – сделать так, чтобы человек смог достичь поставленной цели. Причем результат должен быть получен с использованием оптимальных средств. Коуч занимается декомпозицией цели, планированием и созданием эффективной стратегии.

Нередко тренеры требуют от своих подопечных полной отчетности и соблюдения определенных принципов. Стоит коучинг дорого, так что на тренеров ложится большая ответственность за результат. Поэтому необходимо четко отслеживать процесс достижения и не давать подопечному расслабляться.

В биографиях успешных людей нередко можно встретить упоминания о наставниках, которые помогали им достичь желаемого результата. Но можно и не прибегать к услугам платного коуча, иногда тренерами могут быть родители или учителя. Все зависит от мотивации конкретного человека, количества свободного времени и поставленных целей.

В западной культуре бизнеса под термином «коучинг» обычно понимается один из способов саморазвития. Сильные личности пытаются стать еще сильнее. Они ставят невероятно сложные цели и стараются достичь их любой ценой. В России это тоже развито, однако не так сильно.

Процесс коучинга



Как правило, процесс коучинга состоит из четырех основных этапов:

1 этап. Постановка цели. На этом шаге определяется, чего именно хочет достичь подопечный. Не всегда человек способен самостоятельно понять, какие именно результаты ему нужны. К тому же коуч может поставить цель правильно, с учетом всех необходимых критериев.

2 этап. Анализ реальности. Происходит оценка того, на какой стадии находится подопечный. Какими способностями он обладает, что получается лучше всего, какие моменты стоит улучшить и сколько денег понадобится для достижения цели.

3 этап. Рассмотрение возможных вариантов. Создается карта или маршрут дальнейшего движения. Подопечному предлагают оптимальные пути, из которых он должен выбрать наиболее подходящий.

4 этап. Принятие решения и контроль. После выбора подходящей модели начинается действие. Коуч отслеживает процесс достижения, дает советы и рекомендации, а также помогает справиться с ленью и апатией.
Видео по теме
Источники:
  • Коучинг - что это такое?
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500