В силлабо-тоническом стихосложении выделяют двухсложные и трехсложные классические размеры. К двухсложным размерам относят ямб и хорей, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест, и если первые созвучны скорее танцевально-музыкальной ритмике стихотворения, то вторые уже более близки к естественной разговорной речи и интонационно более гибки. Между ударными слогами в трехсложных размерах находятся два безударных слога. Сами такие размеры, как двухсложные, так и трехсложные, различаются между собой только анакрузой, то есть количеством безударных слогов, предшествующих первому ударному в строке. Она может быть, в свою очередь, нулевой, односложной и двухсложной, создавая в каждом конкретном случае определенный ритмический фон стиха. Дактиль (от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, то есть размер, имеющий нулевую анакрузу. Он создает волнующий, тревожный, но в то же время мерный и однообразный ритм стихотворения, напоминающий звуки прибоя, как будто волны бьются о берег. Иллюстрацию дактиля можно найти у Ф. Тютчева: Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там - на просторе, Тот же всевечный прибой и отбой, Тот же все призрак тревожно-пустой. Односложную анакрузу имеет амфибрахий (от греч. amphi – с двух сторон, brachys – короткий), что буквально означает «краткий с двух сторон». Здесь ударение падает на второй слог, а первый и третий слоги в стопе безударны. Как охарактеризовал амфибрахий Константин Бальмонт в статье «Русский язык», «в нем есть качание старинного вальса и морской волны». Этот гибкий и пластичный ритм особенно близок к разговорной речи и потому особенно пленяет. Амфибрахием написано следующее стихотворение А. Майкова, которое можно рассмотреть в качестве примера: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Под эдаким небом невольно художником станешь. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины Из ярких стихов антологии Древней Эллады. Трехсложный размер анапест (от греч. anapaistos – отраженный назад) называют также обратным дактилем, или антидактилем. Он имеет двухсложную анакрузу, состоящую из двух слогов, а ударение падает на третий. По описанию К. Бальмонта, это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара». Поэт видит в дактиле руку с мечом, которая «медленно приподнимается, замахивается и сражает». У слушателя при этом появляется ощущение откровенной взволнованной речи, он как будто начинает ощущать сбивчивое дыхание рассказчика: «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» (А. Блок).