Разница в социальном положении между учеником и учителем всегда становится главным камнем преткновения. В сущности, это единственная причина, по которой отношения могут не складываться – и если педагогу (а ответственность всегда лежит на нем) удается решить проблему, он сразу становится привлекательнее для своих подопечных.

Лучшим примером является не хороший учитель, а, напротив, плохой. Никто не любит преподавателей, надменно относящихся к ученикам или выставляющих абсурдные требования. Не поощряется сухость и консервативность, слишком большая уверенность в собственной правоте. Происходит это отнюдь не потому, что любой учащийся ленив. Проблема глубже: описанный выше преподаватель как бы намеренно подчеркивает собственное превосходство, чего делать решительно нельзя. Учитель должен понимать, что он априори выше тех, с кем он работает, и разницу в уровнях нужно компенсировать всеми доступными способами.


Главное оружие педагога – общение на отвлеченные темы. В обсуждении последних новостей далеко не всегда преподаватель будет авторитетнее студента, а потому оказывается к нему ближе. Если в разговоре старший собеседник действительно заинтересован мнением и позицией младшего – он как бы признает последнего в качестве равного себе, что не может не льстить.

Кроме того, учитель всегда помнит подопечных – если не по именам, то по характеру и уровню знаний. Он активно подстраивает требования, не подгребая всех под единый стандарт; в случае добросовестного отношения делает поблажки. Кроме того, он никогда не злится на человека за неуспеваемость – как минимум потому, что агрессия всегда вызывает защитную реакцию и не дает продуктивных результатов.

Однако становиться совсем «друзьями» с учениками тоже нельзя. Дистанцию нужно компенсировать, но не устранять, сохраняя вес и авторитет. Это достигается, разумеется, личным превосходством: при здоровом интересе к ученикам учитель и сам не должен отставать. У него всегда есть острота в адрес опоздавшего; у него широкий спектр знаний и запас жизненного опыта; наконец, он грамотно аргументирует свою позицию. Хороший учитель должен быть выше ученика и тянуть его на свой уровень – но, при этом, не подавлять его личных качеств.