Гигиенические процедуры, возведенные в культ в античные времена, с распространением в Европе христианства были признаны вредным излишеством. Уход за телом считался грехом, а ванны – губительными для здоровья, поскольку расширяли и очищали поры кожи, что по существовавшим тогда представлениям неминуемо привело бы к тяжелой болезни и даже смерти. Христианские проповедники призывали паству не мыться, ибо духовное очищение приоритетно перед омовением тела, которое отвлекает от мыслей о Боге, а кроме того, так можно было смыть с себя святую благодать, полученную на крещении. В результате люди могли не знать воды вовсе или не мыться годами, и можно представить себе, какой запах от них исходил.

Коронованные особы и придворные, простые горожане и сельские жители – никто не заботился о личной гигиене и чистоте тела. Максимум, что они могли себе позволить, – это слегка ополоснуть рот и руки. Королева Испании Изабелла Кастильская гордилась тем, что мылась дважды за всю жизнь: при рождении и в день свадьбы. Французского монарха Людовика XIV необходимость мытья просто приводила в ужас, поэтому он также принимал ванну лишь два раза в жизни и исключительно в лечебных целях.



Аристократы все же пытались избавиться от грязи с помощью надушенной тряпочки, а от запахов осыпали лицо и тело ароматической пудрой и носили при себе мешочки с травами, а также обильно поливались духами. Кроме того, состоятельные люди часто меняли белье, которое, как считалось, впитывает грязь и очищает тело. Бедняки же носили грязную одежду, поскольку, как правило, имели лишь один ее комплект и могли постирать, разве что попав под дождь.



Немытые тела привлекали множество насекомых. Однако в средние века вши и блохи были в почете, считались признаками святости и назывались «божественными жемчужинами». В то же время они доставляли массу беспокойств, поэтому были изобретены разного рода блохоловки. Также эту функцию выполняли маленькие собачки, горностаи и прочие животные, которых можно увидеть на руках у дам, изображенных на полотнах художников той эпохи.



С волосами дело обстояло печально: если они не выпали в результате широко распространенного в те времена сифилиса, то их, разумеется, не мыли, а щедро посыпали мукой и пудрой. Поэтому в пору моды на грандиозные прически головы придворных дам густо населяли не только вши и блохи, но и тараканы, а иногда находили и мышиные гнезда.



О гигиене полости рта в средние века не было и представления, поэтому к 30 годам у среднестатистического европейца количество зубов не превышало 6-7 либо не было вообще, а оставшиеся были поражены различными заболеваниями и медленно, но верно гнили.



Естественные потребности в средневековой Европе отправлялись где придется: на парадной лестнице замка, у стены бального зала, с подоконника открытого окна, на балконе, в парке, словом, везде, где застигнет нужда. Позже на стенах домов и замков появились пристройки, которые выполняли функцию туалета, однако их конструкция была такова, что испражнения стекали на улицы и тротуары. В сельской местности для этой цели существовали выгребные ямы.



Когда в обиход вошли ночные горшки, их содержимое стали выливать из окна, при этом закон предписывал трижды предупреждать об этом проходящих мимо людей, но нередко случались казусы, и прохожие получали «неприятности» непосредственно на голову. При наличии камина именно он поглощал отходы жизнедеятельности обитателей дома.



Учитывая подход к гигиене, существовавший в средние века, не стоит и удивляться, что к зрелому возрасту (30-40 лет) европейцы выглядели дряхлыми стариками и старухами с грубой, морщинистой и пораженной гнойниками кожей, редкими седыми волосами и практически беззубой челюстью.