Совет 1: Даосизм и конфуцианство: единство и борьба противоположностей

Со стороны может показаться, что все азиатские философские течения одинаковы: созерцание, самосовершенствование и размеренность. Однако это впечатление обманчиво. На столь схожем фундаменте выросла масса диаметрально противоположных учений, отличным примером разницы между которыми являются даосизм и конфуцианство.

Конфуцианство зародилось первым, начавшись с одного человека. Конфуций еще при жизни был легендарной личностью, а потому имел большой вес в политике – в связи с этим созданное им учение было практически официальной государственной религией.

Основная его идея заключалась в самосовершенствовании и развитии личности. Идеал человека в конфуцианстве не слишком отличается от принятого в Европе: во главе угла стоит доброта, которая опирается на уважение к окружающим, честность и отсутствие отрицательных качеств, таких как гнев, похоть и жадность. А конечная цель достижения личного совершенства – максимальная общественная полезность, работа на благо народа.



Появившийся несколько позже даосизм можно считать ответной реакцией на государственное учение. Цель даосы преследовали идентичную: стремление к идеалу. Но методы были диаметрально противоположны, давая человеку пищу для размышлений и ставя его перед серьезным выбором.



Основная идея контркультуры состояла в пассивности. Как и в конфуцианстве, здесь не приветствовалось яркое выражение эмоций и подверженность страстям. Однако вместо занятия активной позиции «исправления себя», даос пытался занять позицию стороннего наблюдателя, воспринимая собственное, измученное страданиями, сознание, как нечто внешнее и ему не принадлежащее. Прямая противоположность государственному строю проявляется и в конечной цели самосовершенствования - достижении «вселенского равновесия».



Ни о какой работе на общество даосизм даже не задумывался (из-за чего воспринимался как движение анархистов). Идеальный человек является личностью сам по себе, без привязки к надуманным этическим нормам и, тем более, государственному благу. В космических масштабах любая этика не играет никакой роли, а потому даос должен поступать просто по наитию.



Такая разница позиций выливается в еще одно фундаментальное противоречие: взгляд на устройство мира. Конфуцианцы, мотивируя себя к решительным действиям и деятельному развитию, делили мир на «левое» и «правое», строго относя вещи либо к хорошим, либо к отрицательным и разлагающим. Их противники, напротив, не нуждались в этом: отрешенная и пассивная позиция позволяла даосизму воспринимать окружающее в широком спектре, видя как нейтральные поступки, так и частично склоняющиеся в какую-то сторону.



Совет 2: Инь-Янь: в чем суть?

Наверное, каждый сталкивался с загадочным словосочетанием и черно-белым символом инь-янь. Одни источники утверждают, что это условное обозначение дня и ночи у восточных жителей, другие — что это энергия мужского и женского начала, третьи — добро и зло.
Когда впервые был придуман символ, изображающий гармонию белого и черного цвета в виде разделенного на две части круга, сегодня трудно сказать. Известно лишь, что его начало было заложено в древнекитайской культуре. В отличие от свастики, понятие инь-янь не приобрело диаметрально противоположные значения, а лишь претерпело образование вокруг себя углубленных мнений и понятий.

Единство и противоположность инь и янь



Современному миру полюбилась экзотика и загадочность этого китайского символа. Сегодня его можно встретить в качестве изображения где угодно: на майках, рюкзаках, сувенирах и т.д. Особенно эксплуатируется эта символика у западных рэперов. В результате частого употребления знака инь и янь появилось несколько прозаичное ощущение от некогда загадочного символа.

Чтобы максимально приблизится к первоначальному истоку, нужно обратиться к произведениям мыслителей Древнего Китая, где инь и янь служат основой целой философской концепции.
Любопытно, что во многих учениях данным энергиям свойственен супплетивизм и трансформация: перерождение одной в другую.


Известный философский трактат о единстве и борьбе противоположностей нашли свой отклик в известной Книге Перемен. По мнению ее создателей, мир основан на двух диаметрально расположенных понятиях, находящихся в постоянном противоборстве. Чтобы лаконичнее выразить суть данной идеи, был выведен знак, напоминающий динамичное взаимодействие двух разных начал, но не смешивающихся друг с другом.

Свет и тьма



Данный образ возник при наблюдении, как заря обнимает вечные горы, освещая одну сторону и оставляя в тени другую. Постоянное движение и изменчивость этого процесса подтверждает единство разных явлений — света и тьму. Этот глубокий смысл и был сокрыт в таинственном символе инь-янь. Данную теорию подтверждали постоянные смены времен года, образование новых государств и их разрушение, переменчивость погоды…
Символика инь-янь сегодня трактуется как единство противоположностей и вселенской взаимосвязи всего сущего.


Единство двух начал не предусматривало одинакового к ним отношения. Например, конфуцианцы превозносили энергию янь, обозначавшуюся белым светом. Они придавали этой части активную функцию, основополагающую всего добра и мира. Даосы, наоборот, — преклонялись перед тихой и спокойной энергией инь.
Видео по теме

Совет 3: Что такое материализм

Материализм (от латинского materialis — вещественный) — общее название для всех направлений философской мысли, которые считают материальное начало в природе единственно реальным или по крайней мере первичным. Материальное, как правило, отождествляют с объективно существующим.
Школы материалистической мысли существовали с древних времен в разных культурах. Например, в античном Средиземноморье идеи материализма развивали Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар и другие. Для всех этих философов материя отождествлялась с веществом, то есть с той частью реальности, которая доступна непосредственному восприятию. Сознание, мысль и другие идеальные феномены они считали производными от вещества.

Аналогичные учения в разное время появлялись также в Индии и Китае, хотя преобладающие философские учения там либо вовсе не различают материальное и идеальное (как китайский даосизм), либо изначально отвергают это противопоставление как результат неведения (например, буддизм).

В Европе популярность материализма начала заметно возрастать в эпоху Просвещения, не в последнюю очередь благодаря трудам энциклопедистов и их единомышленников (Дидро и др.). Как правило, материалистические воззрения сочетались у их сторонников с атеизмом, поскольку признание материи единственной реальностью автоматически влечет отрицание идеальной первопричины бытия.

Также материализм очень часто сочетался с редукционизмом, то есть убеждением, что любой сложный феномен может быть понят и изучен путем разложения его на составные части и сведения таким образом к более простым и уже изученным феноменам.

Карл Маркс и некоторые другие мыслители, соединив аксиому материализма с диалектикой Гегеля, положили начало диалектическому материализму — философскому учению, которое долгое время было единственным разрешенным в СССР. Диалектический материализм включает в понятие материи не только вещество, но и любые феномены, объективное существование которых доказано. Все прочее считается производным от различных форм движения материи, подчиняющихся законам диалектики: закону единства и борьбы противоположностей, закону перехода количественных изменений в качественные и закону отрицания отрицания.

В настоящее время материалистическим считается любое мировоззрение, основанное на убеждении, что любой феномен имеет объективные (то есть существующие независимо от наблюдателя) причины. Например, исторический материализм — подход к изучению исторических процессов, согласно которому движущей силой истории являются не взгляды и желания отдельных людей, но объективно существующие конфликты и противоречия в обществе.

Однако такое определение не может считаться достаточно полным, поскольку развитие квантовой физики привело к возникновению многочисленных ее интерпретаций. В нескольких из них независимо от наблюдателя существуют не частицы и поля (то есть то, что обычно понимают под материей), но законы распределения вероятностей (то есть то, что традиционно относят к области идеального). Создатели таких интерпретаций стоят в целом на материалистических позициях, но вынуждены переопределять понятие объективного существования.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500