Совет 1: Коала: что мы знаем о сумчатых мишках

Симпатичный и забавный коала обычно вызывает у людей умиление и улыбку. Этот неторопливый и пушистый обаятельный сумчатый мишка принадлежит к семейству коал, в которое входит единственный вид. Живет зверек лишь в Австралии и на окрестных островах. Интересно, что на самом деле никакого отношения к медведям он не имеет, а относится к семейству приматов.

Европейцы долгое время не подозревали о существовании этих удивительных животных. Когда знаменитый Джеймс Кук причалил к берегам Австралии, он коал попросту не заметил. Лишь в 1798 году их обнаружил в Голубых горах некто Прайс. Аборигены называли зверьков, напоминающих ленивцев из Южной Америки, коала, что в переводе означает «непьющий». Эти симпатичные сумчатые действительно не пьют, за исключением периода сильной засухи и времени, когда они болеют. В обычной жизни им хватает влаги, которую они получают из листьев эвкалипта и скапливающейся на них росы. Кстати, кроме эвкалиптовых листьев коалы не едят ничего. Именно из-за этого они такие медлительные. Ведь в листве эвкалипта мало белка, поэтому у сумчатых медведей в два раза медленнее протекает обмен веществ, чем у других млекопитающих. Коалы имеют приятный мягкий и плотный мех, чаще всего серый, но иногда рыжеватый. На брюшке шерсть светлее, чем на спинке. Их большие и указательные пальцы противопоставлены другим, чтобы коалам было удобно цепляться за ветки. Этой же цели служат и крепкие, острые когти. Когда зверек втыкает их в дерево, то не падает вниз, даже если крепко засыпает. А спят коалы очень много, почти 20 часов в сутки. Впрочем, даже когда они бодрствуют, то обычно флегматично сидят, прицепившись к дереву, и наблюдают за происходящим вокруг. Лишь ночью зверьки становятся активнее. Они перебираются с ветки на ветку, чтобы найти пищу. На землю сумчатые мишки почти не спускаются. При этом коалы в принципе довольно ловкие и сильные, они могут отлично прыгать и при необходимости бежать от опасности тяжелым галопом. Сумчатые медведи умеют даже плавать. Еще одна уникальная особенность коал – на их пальцах есть папиллярные узоры, очень похожие на человеческие. В природе коалы живут в одиночку. У каждой самки есть свой участок, самцы перемещаются, не придерживаясь территориальных границ, но вовсе не жаждут общаться с себе подобными. Лишь когда начинается брачный период, коалы собираются небольшими группами. Как правило, самок всегда больше, чем самцов. Поэтому вокруг каждого кавалера образуется своеобразный гарем из 2-3 дам. Коала-любовник призывает подруг жутковатым для человеческого уха криком, напоминающим смесь скрипа ржавых дверных петель и храпа тучного пьяницы. Но для мохнатых ушей избранницы этот звук подобен чудесной музыке, потому что это песня любви. Правда, из коалы-любовника получается никудышный муж. Когда на свет появляется малыш, самец покидает самку и детеныша. Маленький коала шесть месяцев живет у мамы в сумке и питается ее молоком. Затем коальчонок перебирается к матери на спину и так растет год. Потом дочки уходят на поиски своего участка, а сыновья остаются с матерью еще на год-два. В природе у симпатяги-коалы почти не врагов. Но зверьков почти истребили люди: в первой половине XX века они шили из приятного на ощупь меха одежду. Сегодня власти Австралии стараются исправить ситуацию. Они создали несколько коала-парков, где редкие животные обитают в естественной среде. Кстати, коалы отлично приручаются. В детстве они с удовольствием спят у хозяев на руках, а взрослые зверьки сильно привязываются к тем, кто за ними ухаживает. Коалы требуют любви и внимания, «плачут», когда на них не обращают внимания, и успокаиваются, лишь только оказавшись на руках у человека.

Совет 2: Почему в Австралии много сумчатых животных

Австралия – удивительный континент. Здесь много непривычного для жителей Северного полушария: при движении на юг становится холоднее, а на север – теплее. Но главная «визитная карточка» Австралии – это сумчатые животные.
Древние римляне были правы, утверждая, что «все от яйца». Разница между яйцекладущими и живородящими животными, к которым относятся млекопитающие, состоит лишь в том, что у живородящих яйцо остается внутри материнского организма, пока из него не выведется детеныш (плодный пузырь млекопитающих – это трансформация яйца).

У высших животных внутриутробное развитие длится довольно долго, запаса питательных веществ в желточном мешке на это время не хватает, поэтому плод получает питание с материнской кровью через плаценту. Но плацента появилась не сразу.

Поначалу плод просто находился внутри материнского организма, не имея с ним никакой связи. При таких обстоятельствах детенышам приходится рождаться, когда заканчиваются питательные вещества, и рождаются они незрелыми, не вполне готовыми к внеутробной жизни. Поэтому и потребовался промежуточный этап – пребывание детеныша в сумке.

Таким образом, сумчатые представляют собой промежуточное звено эволюции между яйцекладущими и плацентарными.

Судьба сумчатых животных

Вопреки распространенному заблуждению, сумчатые животные обитают не только в Австралии. В Перу, Чили, Колумбии, Венесуэле и Эквадоре живут крысовидные опоссумы. На территории Канады, США, Аргентины и Малых Антильских островов обитают американские опоссумы. Но эти виды можно назвать «остатками прежней роскоши» в сравнении с тем царством сумчатых, которое можно было наблюдать в мезозойском периоде.

Австралия тогда была соединена то ли перешейком, то ли цепью островов с Юго-Восточной Азией, что и позволило сумчатым животным переселиться туда.

Но вот у сумчатых появились конкуренты в лице плацентарных животных. Их детеныши рождались более зрелыми, у них было больше шансов на выживание, поэтому эволюционную гонку сумчатые животные проиграли, плацентарные вытеснили их на большинстве континентов.

К тому времени уже изменились очертания континентов, пропала «связь» между Австралией и Азией. Австралия оказалась в изоляции, и плацентарные животные туда не добрались. Отсутствие конкурентов позволило сумчатым животным спокойно существовать и эволюционировать. Австралия стала «заповедником» сумчатых животных.

Альтернативная эволюция

«Эксперимент», поставленный самой природой в Австралии, убедительно доказывает непреложность законов эволюции. Австралийская «альтернативная эволюция» породила практически те же разновидности млекопитающих, что и эволюция плацентарных на других материках: сумчатые волки, сумчатые муравьеды, сумчатые белки-летяги, сумчатые медведи-коала, сумчатый крот, очень похожий на африканского златокрота.

Только одного отряда не породила австралийская эволюция сумчатых – отряда приматов. Остается только догадываться, как выглядела бы человеческая история, если бы в Австралии возникло «альтернативное человечество» – сумчатые люди.
Видео по теме
Источники:
  • Удивительные факты об австралийских сумчатых животных
Видео по теме
Кто такие коалы
Связанная статья
Кто такие коалы
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500