Совет 1: Что такое фонетический анализ

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку преподаватели стараются вложить в головы учеников достаточно большое количество материала. Одним из необходимых навыков для сдачи ЕГЭ является умение осуществлять фонетический анализ слова.

Фонетика – один из разделов языкознания, который занимается изучением звукового состава слов. Именно с этого этапа начинается изучение любого языка, поскольку эта наука позволяет овладеть специфическими навыками произношения звуков и их сочетаний. Кроме того, знание основ фонетики позволяет овладеть другими разделами лингвистики, в частности исторической грамматикой того или иного языка.

В ЕГЭ встречается одно (иногда два) задания, которое должно проверить, насколько хорошо школьник владеет навыками фонетического анализа. Обычно в подобном упражнении предлагается определить количество звуков и слогов в слове. Предлагается четыре-пять вариантов ответа, из которых нужно выбрать необходимый.

Начиная фонетический разбор, нужно произнести слово вслух. Во избежание ошибок помните о том, что внешняя оболочка слова не всегда совпадает со звуковой. Выпишите слово в тетрадь или на листок. Затем возьмите карандаш и разделите анализируемый фрагмент предложения на слоги, выделите в нем ударение.

Следующий шаг – уточнение позиций, в которых допустим перенос слова с одной строки на другую. Выпишите все возможные варианты переноса. Затем воспользуйтесь заранее заготовленной таблицей-алфавитом, где указано, как именно нужно транскрибировать ту или иную букву, и создайте транскрипцию анализируемого слова.

Обязательно нужно описать каждый звук по определенным параметрам. Если вы анализируете гласный звук, достаточно написать, падает на него ударение или нет. В случае с согласным необходимо уточнить, является ли он звонким или глухим, имеет ли пару (например, «д»-«т», где «д» - звонкий, а «т» - глухой»). Также нужно обязательно указать, как произносится этот звук – твердо или мягко.

Подсчитайте общее количество букв и звуков, затем сделайте вывод – совпадают ли эти числа или нет. Помните о том, что существуют специфические ситуации, когда одна буква может состоять из нескольких звуков, например, буква «ю» при фонетическом транскрибировании указывается как два разных звука [й] и [у].

Совет 2: Что такое фонетика

Любой язык представляет из себя сложную и удивительную систему коммуникационного воздействия людей друг на друга. Существование подобной системы невозможно без использования правил фонетики, уникальных для каждого языка.

Под фонетикой подразумевается обособленный раздел лингвистики, главной задачей которого является изучение звуков речи, а также принципов звукового сложения слов. Помимо этого, в задачи фонетики входи прослеживание зависимости между устной и письменной речью для нахождения взаимосвязей и взаимозависимости. Фонетика включает в себя ряд разделов, наиболее общими из которых являются общая фонетики, сравнительная фонетика и историческая фонетика.

Любое лингвистическое исследование в разрезе фонетики должно включать в себя следующие аспекты:
-Артикуляционный. Этот аспект необходим при исследовании произношения тех или иных звуков с точки зрения участия в процессе языка, губ, горла, голосовых связок и прочих человеческих органов. Иногда это аспект называется анатомо-физиологическим.
-Акустический. Любой звук обладает своей частотой, высотой, силой и длительностью. Для выявление этих параметров звука требуется применение специальной звуковой аппаратуры.
-Функциональный. Этот аспект изучает функции различных звуков в языке.

Как и любая область науки и знания, фонетика обладает своими методами исследования, в числе которых:
-Интроспекция (или самонаблюдение);
-Палатографирование;
-Лингвографирование;
-Одонтографирование;
-Фотографирование;
-Рентген;
-Киносъемка.
Указанные выше методы чаще всего применяются при исследовании артикуляционного аспекта произношения слов и звуков. Для акустического аспекта характерны иные методы, использование которых возможно только при помощи специфического оборудования:
-Осциллографирование;
-Спектрографирование;
-Интонографирование.

Для фонетики характерно разделение любой речи на слога, звуки, фразы и предложения. Для произносимых слов с точки зрения фонетики выделяются особые параметры: ударение, тон и темп.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500