Совет 1: Что такое мульча и ее использовать

Садоводам полезно знать о мульче и ее правильном использовании, благодаря этому агроприему можно улучшить почву и увеличить урожаи. Секреты мульчирования у каждого садовода свои, каждый достигает успеха опытным путем. Зная некоторые простые правила, можно убедиться в несомненной пользе мульчи.

Мульчирование представляет собой укрытие поверхности земли каким-либо материалом, который будет регулировать воздушный и водный режимы в верхних слоях почвы. В качестве мульчи можно использовать специальное покрытие, продающееся в магазине, а также подручные материалы: скошенную траву без семян, опавшие листья или перегной, керамзит, компост, торф, морскую гальку или мелкие камни, хвою или опавшие шишки, шелуху, измельченную кору деревьев, щепки, стружку, полимерную пленку, бумагу, ткани и т.д.

Каждый вид мульчи подходит для определенной культуры, поскольку степень гидро- и теплоизоляции, скорость разложения материала отличаются. Неправильное использование этого агроприема может привести к появлению плесени, вредителей, высыханию почвы. Можно экспериментировать самостоятельно, либо прислушаться к советам бывалых садоводов. Например, не все виды мульчи подходят для теплолюбивых растений (томатов, кабачков, огурцов, перцев) , поскольку способствуют появлению грибковых болезней, слизней, вредных насекомых.

Мульчировать почву можно лишь после того, как она нагреется, лучше всего в конце весны или начале лета. Если укрыть прогретую почву, ее температура будет выше на 2-3 градуса, если же поторопиться, мульча, напротив, будет препятствовать прогреванию. Кроме того, земля должна быть влажной, но не сырой, иначе почва может слишком уплотниться.

Выберите время для мульчирования, лучше всего это делать после дождя или полива. Удалите все сорняки и мусор, внесите и слегка заделайте удобрение, прорыхлите. Равномерным слоем закройте землю мульчирующим материалом, оставив между стеблями растений и мульчей промежуток для циркуляции воздуха. Слой зеленого материала должен быть тонким, иначе он будет гнить, а слой сухого, например, соломы или камней, может быть толщиной до 5-8 см. Для кустарников радиус мульчирования может быть до 50 см, для деревьев – до 80 см.

Совет 2: Что такое мульча, и в чем ее польза

О пользе мульчирования известно уже давно, но многие огородники пренебрегают этим агротехническим приемом при работе на своих участках. Верхний слой почвы самый плодородный, но и самый уязвимый. Его разрушают солнце, ветер, сильный дождь. Чтобы посадки приносили богатый урожай, нужно защитить грядки мульчированием, то есть прикрытием почвы различным материалом.

В качестве мульчи используют натуральные материалы: опилки, прошлогодние листья, торф, мелкие шишки, перегной, кусочки коры, сухую траву, выдернутые сорняки. Реже применяют картон, бумагу, ветошь, пленку, керамзит. Скошенную траву и сорняки сначала нужно слегка подвялить на свежем воздухе перед расположением их на грядках.

Мульча, которую вы уложите между растениями, создаст идеальный микроклимат для корневой системы. Образуется своего рода воздушная подушка, под которой растение не преет, не пересыхает и не задыхается. Под слоем мульчи почва остается рыхлой и влажной, что благоприятно и для дождевых червей, которые приносят огромную пользу.

Сорняки не будут досаждать вам, если вы тщательно и аккуратно укроете все пространство между культурными растениями. Мульча уменьшает испарение влаги, поэтому полив станет более редким, что не может не радовать дачников, не имеющих своего источника воды. Почву не нужно будет рыхлить, так как под слоем материала корочка не образуется.

С мульчированием вы сможете избежать и еще одного очень трудоемкого процесса – перекопки почвы. Не будет смысла трогать здоровую, отлично структурированную землю без сорняков. В этом случае перекапывание только вредит, так как разрушает «капилляры», с помощью которых почва насыщается кислородом.

Мульча поможет сохранить созревшие плоды от гнили при соприкосновении с землей, так как они прекрасно улягутся на «подушку» укрывного материала. Растительная мульча перегнивает через некоторое время и является прекрасной питательной средой для последующих посадок.

Укрытие почвы нужно делать весной, когда она прогреется в достаточной степени, обычно это происходит в начале мая. Сначала нужно будет убрать все сорняки и разровнять слой земли. Затем наступит очередь комплексных удобрений. Потом уже необходимо разбросать мульчу слоем 8-12 сантиметров. Если кусочки очень мелкие, будет достаточно и 4-5 см. Стебельки культурных растений нужно обойти.

Существует и синтетическая мульча – плотный черный нетканый укрывной материал. Она тоже хорошо справляется со своими обязанностями, но, конечно, натуральная мульча несравнимо лучше.

Совет 3: Что значит мульчирование

Опытный садовод и огородник наверняка сможет долго рассказывать о процессе мульчирования, поскольку знает, что без подобной практики не стоит ждать больших побед в своем саду или в огороде.
Мульчирование – это покрытие почвы мульчей, т.е. защитным слоем. Мульчирование может быть сплошное или междурядное. Процесс широко используется как при выращивании овощных, ягодных и плодовых культур, так и в уходе за декоративными растениями.

Защита, подкормка и многое другое

Такое частое использование обусловлено разнообразными целями проведения данной процедуры. Мульчирование в первую очередь применяется для обогащения бедной почвы органическими веществами. Еще одна важная роль этого процесса в терморегуляции состояния почвы: летом слой мульчи защищает корни растений от перегрева и чрезмерной потери влаги из верхнего слоя земли, зимой же, наоборот, защищает растение от промерзания, в более глобальных масштабах эта практика применяется в сельском хозяйстве для борьбы с сорняками.

Междурядное покрытие поля мульчей на толщину 5-7 сантиметров сокращает рост сорняков в 5 раз. А это уже существенная экономия физической силы для прополки. Да и к тому же в таком случае отпадает потребность в обработке земли ядохимикатами, вредными как для роста самих полезных растений, так и для здоровья людей.

Правила мульчирования

Первый, самый часто используемый компонент – торф. Он хорошо удерживает влагу, наиболее полезен для овощных культур. Однако не нужно увлекаться, торфяной слой не должен быть слишком плотным и высоким.

Другой часто используемый ингредиент – древесная кора и щепа. Куски должны быть небольшими 3-5 сантиметров, как раз такими, чтобы влага легко проникала между ними. Кстати, такую защиту можно использовать и просто как декоративное украшение с целью сокрытия вида голой земли. Наиболее подходит для мульчирования почвы под плодовыми деревьями и кустарниками.

Сосновая и еловая хвоя идеально подойдет в качестве мульчи для низкорастущих декоративных растений, а также ягодных кустарников, таких как клубника и земляника. В данном случае такая манипуляция не даст распространиться серой гнили, а в дождь защитит от налипания песка на цветах и плодах.

Самыми универсальными компонентами для мульчи принято считать хорошо перепревший навоз, садовый компост. Применяется и соломенная резка, скошенная трава, опилки, опавшие листья.

Определившись с материалом для мульчирования, стоит распределить его на грядке или клумбе слоем в 7-10 сантиметров. В зависимости от цели мульчирование проводят весной или осенью.

Весной не нужно спешить, лучше дать открытой земле немного прогреться. Осенью же наоборот стоит поторопиться, нужно время, чтобы покрытию улежаться, да и первые заморозки могут нагрянуть совсем неожиданно.

Не стоит игнорировать эту процедуру. Ее подсказала сама природа. Ведь в естественной среде отмерший растительный материал остается под растением и служит его корнями полноценной и универсальной защитой.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500