Печально расставаться с теплом Солнца и встречать холодную зиму. Зороастрийцы очень любят и обожествляют Солнце, поэтому убывающий его свет воспринимают как временное торжество зла. Наступает время борьбы с силами тьмы и холода, полгода испытаний на выносливость.

Осеннее равноденствие воспринимается зороастрийцами как эпоха разделения Добра и Зла (Визаришн). В это время человек должен сделать выбор в пользу одного из этих понятий. Окончание лета – эпохи смешения Добра и Зла в зороастрийской космогонии – значит объявление Хормаздом Фрашегирда (Страшного Суда). В день осеннего равноденствия на весах будут взвешены все деяния человека судьями загробного мира Рашну и Митрой.


Праздник Сэдэ в свете всех этих представлений зороастрийцев о мире кажется неоднозначным и пугающим. Человеку в это время нужно сохранить в себе как можно больше Солнца и тепла. Огонь символизирует жаркую звезду, частицу божественного света. Его сила неподвластна мраку и разрушению, тлену и гниению. Огонь в день Сэдэ, да и в другое время тоже объединяет людей, заставляет их становиться или садиться вокруг него.

Дню осеннего равноденствия предшествует очень серьезный и строгий для зороастрийцев пост. Празднуют день Сэдэ на закате, когда Солнце входит в первый разрушительный градус космических Весов. С этого момента начинается эпоха Разделения (Визаришн).

Перед наступлением тяжелого периода в жизни человека, времени, когда на Земле побеждают силы зла, нужно очиститься и подвести итоги ушедшего полугодия света и тепла. Праздник Сэдэ – это еще и работа по распределению урожая. Плоды разбираются и отсортировываются. Люди делятся информацией и опытом, отбирают лучшие семена. Урожай бережно складывается на хранение, ведь от этого зависит жизнь зимой. Праздник Сэдэ отделяет семена от плевел.

День осеннего равноденствия люди проводят вместе. Они зажигают восемь охранительных огней, читают молитвы Митре и
Ахура-Мазде. Вместо вина в этот день пьют гранатовый сок и молоко.