Иезекииль или Йхезкэль, что переводится как «Иегова укрепит», один из пророков, почитаемых в иудаизме, исламе и христианстве. Его гробница находится на юго-востоке Ирака, в городке Аль-Кифл на реке Евфрат и является одним из мест поклонения верующих. До пяти тысяч евреев посещали это место, чтобы почтить память Иезекииля в дни еврейской пасхи - песах. Однако при правлении Саддама Хусейна доступ к гробнице был закрыт. В различных религиях отмечают и день памяти пророка Иезекииля, хотя и в разные дни. Например, лютеране делают это 21 июля, а Армянская апостольская церковь - 28 августа. В списке православных праздников день почитания памяти Иезекииля отнесен к 3 августа по новому стилю.

День памяти пророка Иезекииля не относится к числу великих праздников, поэтому православные священники значительно меньше ограничены в выборе форм, в которых напоминают прихожанам об этом святом. Например, чтобы почтить его память в этот день во время Божественной литургии священник читает особую молитву - тропарь. Тропарь Иезекииля звучит так:


«Пророче Божий Иезекииле,
предзревый затворенная Духом врата
и Плотоносца, во исходе сих, Единаго сказавый Бога,
Того моли, молимся,
да отверзет дверь милости Своея
и спасет души благочестно поющих память твою».

Он может сопровождаться кондаком или тропарем, которые в 8-голосном церковном песнопении могут звучать вторым и четвертым голосами. Это меньшие по объему песнопения, раскрывающие суть деяний святого. Кондак Иезекииля звучит так:

«Божий явился еси пророк,
Иезекииле чудне,
воплощение Господне всем провозвестил еси,
Сего Агнца и Зиждителя,
Сына Божия, явльшася во веки».

Святой пророк Иезекииль родился приблизительно за 622 года до нашей эры в Иудее. Он был сыном священника и сам стал священником, а в возрасте 25 лет был угнан в Вавилонское царство во время второго нашествия Навуходоносора на Иерусалим. Через пять лет он увидел несколько пророческих видений, семь из которых описаны в ветхозаветной Книге Иезекииля. Одно из них - пророчество о воскресении мертвых - читается в Православной церкви на утрени Великой Субботы. Из-за большого объема этой книги и важности содержащихся в ней текстов автор отнесен к «великим пророкам».