В августе 2012 года на сайте Министерства финансов РФ был размещен проект основных направлений бюджетной политики на 2013-2015 годы. Государство планирует отказаться от поддержки льготного проезда учащихся в пригородном сообщении, а также в дальнем следовании в общих и плацкартных вагонах. Прямо об этом не говорится, но предлагаются меры по «сокращению бюджетных ассигнований на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта».

Представитель пресс-службы РЖД Геннадий Верховых заявил, что РЖД встревожено возникшей ситуацией и считает необходимым сохранить льготы для студентов и школьников очной формы обучения. Однако финансировать льготы за свой счет РЖД не считает возможным.


Несомненно, речь идет о больших деньгах, но и ОАО РЖД нельзя назвать скромной организацией. Оказавшись в положении монополиста, РЖД сама устанавливает тарифы и получает огромные прибыли. В то же время граждане платят налоги и вправе надеяться на заботу государства о таких социально незащищенных слоях общества, как студенты и школьники. Чем закончится спор между компанией-монополистом и Министерством финансов, покажет время.

Ранее первые лица страны заявляли о том, что проблему проезда для учащихся необходимо решать, лишь в конце 2011 года президент Дмитрий Медведев призвал региональные власти пойти навстречу студентам. Перед выборами были предоставлены льготы учащимся некоторых регионов, в которых ранее их не было, появилась скидка 50% на проезд на верхних полках не только в течение учебного года, но и во время летних и зимних каникул.

Поставленный сегодня вопрос об отмене льгот на проезд перечеркивает даже эти небольшие достижения. В первую очередь, отмена спецтарифов ударит по семьям, имеющим скромный достаток. Многие будут вынуждены отказаться от получения образования в другом городе, возникнет социальная напряженность в обществе.