Совет 1: Кто взорвал Саида Афанди в Дагестане

Саид Афанди, представитель дагестанских суфиев, был убит 28 августа в собственном доме террористкой-смертницей. На похороны известного теолога суфизма пришло более 150 тысяч человек. Между тем правоохранительным органам пока так и не удалось установить, кто стоит за устранением столь влиятельного и авторитетного человека.

Личность террористки, приведшей в действие взрывное устройство в доме Саида Афанди, следственным органам удалось установить достаточно быстро, ею оказалась 30-летняя Аминат Курбанова (Сапрыкина в девичестве), вдова ранее уничтоженного спецслужбами боевика.

Основной версией убийства на данный момент правоохранительные органы считают религиозную деятельность шейха. Саид Афанди был представителем умеренного суфизма, выступал против радикальных мусульманских течений - салафитства и ваххабизма. Именно это, скорее всего, и стало причиной его гибели. В то же время, никто из представителей террористического подполья пока не взял на себя ответственность за убийство шейха. Это вполне можно понять – даже если за смертью Саида Афанди стоят представители радикальных исламских течений, им невыгодно приписывать себе это преступление, рискуя настроить против себя очень многих дагестанцев.

Убийство лидера дагестанских суфиев выгодно тем, кто пытается раскачать ситуацию в республике. Поэтому вполне может быть, что никто из радикальных исламистов к смерти Саида Афанди непричастен, а если и причастен, то лишь как исполнитель чужой воли. Истоки теракта в этом случае следует искать среди тех, кто не хочет установления диалога между различными исламскими течениями Дагестана, в первую очередь между суфистами и салафитами. Именно поэтому убийство Саида Афанди приписывают самым разным силам, включая зарубежные и российские спецслужбы.

Если возможная причастность к теракту зарубежных спецслужб имеет вполне понятные мотивы – в частности, желание разжечь религиозную войну в республике, то обвинение в этом российских силовых служб может вызвать недоумение – им-то зачем уничтожать лидера традиционного ислама, поддерживавшего действующую власть? Ответ на этот вопрос можно найти в заявлениях боевиков. Они утверждают, что давно могли бы убить шейха Саида Афанди, если бы считали это необходимым, и обвиняют в его устранении именно российские спецслужбы. По их мнению, смерть шейха нужна российским властям в качестве повода для начала тотальной войны против салафитов.

Несмотря на столь разнообразные варианты, наиболее вероятной и объяснимой все-таки является причастность к гибели Саида Афанди дагестанского террористического подполья. Убив шейха, боевики уничтожили одного из самых влиятельных теологов суфизма, что значительно ослабляет позиции традиционного ислама. При этом прошедшие обучение за рубежом лидеры салафитов активно вербуют в свои ряды молодежь, это облегчается тяжелой экономической ситуацией в республике. Безработица, коррупция, отсутствие для многих молодых людей перспектив на будущее толкает их в ряды радикальных исламистов. И кто бы ни стоял за смертью Саида Афанди, его гибель только ускорит этот процесс.

Совет 2: Кому были нужны хасавюртовские соглашения

Хасавюртовские соглашения 2006-го года о прекращении боевых действий в Чечне были подписаны после ряда успешных операций чеченцев и де факто закрепили независимость Ичкерии.

Причины Хасавюртовских соглашений

Совместное заявление секретаря совета Безопасности Александра Лебедя и главы непризнанной республики Ичкерия Аслана Масхадова, сделанное в селе Хасавюрт, положило конец Первой чеченской кампании. Соглашение было достигнуто после того, как чеченские боевики провели успешную операцию «джихад», в результате которой бандформированиями во второй раз был взят город Грозный. Одновременно боевиками были атакованы города Аргун и Гудермес, которые также были взяты под контроль. Несмотря на численное превосходство российской армии, господство в воздухе и превосходство в бронетехнике, российская сторона была слабее из-за деморализации личного состава.

Официальная пропаганда, напротив, говорила о победном наступлении российских войск, поэтому подписание соглашения было воспринято в штыки большинством населения России. По этим соглашениям Москва обязывалась вывести все свои войска с территории Чечни, фактически способствуя формированию на территории республики бандитского анклава. Еще Москва обязалась выделить деньги на восстановление Чечни и помогать ей продуктами и медикаментами. Неудивительно, что большая часть российского политического исте́блишмента до сих пор воспринимает подписание соглашения как предательство. Решение о статусе Ичкерии откладывалось на пять лет.
Следует отметить ту роль, которую сыграл здесь олигарх Борис Березовский - один из главных лоббистов Хасавюрта, который буквально настоял на подписании.

Последствия подписания соглашений

Есть версия, что Хасавюрт был выгоден генералу Лебедю, который хотел выглядеть замирителем в глазах будущих избирателей, ведь на прошлых президентских выборах он набрал почти четырнадцать процентов. Однако вскоре после подписания соглашений Лебедь был объявлен чуть ли не предателем и отправлен в отставку с поста секретаря Совета безопасности. Чеченская сторона же восприняла Хасавюрт как свою однозначную победу. Но Масхадов не сумел поставить под контроль полевых командиров, которые занялись разнообразным криминальным бизнесом.
Деньги из Москвы на восстановление республики поступали в должном объеме, но разрушенные дома и села не восстанавливались, а вся республиканская экономика носила чисто криминальный характер.

Республика превратилась в криминальный анклав, где процветала наркоторговля, работорговля, практика взятия заложников и требование за них выкупа. В Чечне зародился настоящий очаг религиозного экстремизма, пламя которого распространялось и на соседние территории. Ситуация оставалась опасной и нестабильной вплоть до нападения чеченских боевиков на Дагестан в 1999 году, что привело к отмене Хасавюртских соглашений и началу Второй чеченской кампании.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500