Совет 1: Как ученые предлагают бороться с ураганами

Ураган - это сезонное природное явление, которое зарождается над относительно теплой водяной поверхностью морей и океанов. Оно сопровождается ветром штормовой силы и выпадением большого количества осадков. Правильнее называть такое явление тропическим циклоном, так как он всегда возникает на расстоянии не более полутысячи километров от земного экватора.

Длится тропический циклон от нескольких дней до нескольких недель и особую опасность представляет островным государствам, хотя может выходить и на поверхность материков на расстояние до 40 километров. За последние две сотни лет от ураганов, которые в Азии и на Дальнем Востоке принято называть тайфунами, погибло почти два миллиона человек.

Ученые разрабатывают самые разнообразные способы борьбы с этой разновидностью циклонов повышенной опасности, но реальных успехов пока не добились. Сейчас нет даже точного понимания необходимых для зарождения урагана сочетаний температур разных слоев водной поверхности и атмосферного давления над океаном. Поэтому абсолютное большинство предлагаемых способов направлено на разрушение или ослабление уже сформировавшихся тропических циклонов. Например, израильские ученые предлагают подрывать в центре воронки урагана - «глазе» - вакуумные бомбы. А эксперты из Массачусетского университета в США считают, что бороться с тайфунами можно с помощью сажи. Микроскопические частицы ультрадисперсного порошка, которым и является сажа, абсорбируют воду. Однако получившиеся капли слишком малы, чтобы преодолеть скорость восходящих потоков в урагане и выпасть вниз в виде дождя. Поэтому они поднимаются вверх и играют роль теплообменника, выравнивая разность температур между нижними и верхними областями циклона. А это должно привести к ослаблению скорости вихревых потоков - ураган потеряет свою мощь и быстрее разрушиться.

На конференции, состоявшейся в итальянском городе Триесте, группа ученых под руководством Даниэля Розенфельда продемонстрировала компьютерную модель такого воздействия. За основу они взяли самый разрушительный в истории США ураган «Катрина», летом 2005 года обрушившийся на четыре штата этой страны. Компьютерная модель показала, что в результате сбрасывания в верхнее облако тропического циклона заряда сажи ураган должен был изменить направление движения, а скорость ветра должна была существенно снизиться.

Совет 2: Как ученые придумали бороться с ураганами

Ежегодно много территорий подвергаются разрушительному действию ураганов. Ущерб от самых мощных из них составляет, порою, до нескольких десятков миллиардов долларов. Ученые давно задумывались, каким образом можно повлиять на мощность урагана, снизив, тем самым, цифры сумм экономического ущерба и количество человеческих жизней, ставших его жертвами.

Самые разрушительные и мощные ураганы, зарождаясь в океане, обрушиваются на густонаселенные районы восточного побережья Америки, Индийского океана и южную часть Тихого океана. При подсчете ущерба, наносимого ими, учитывается не только стоимость разрушенных зданий и сооружений, инфраструктуры и поврежденного транспорта, но и убытки от закрытых ресторанов, магазинов, отмененных авиарейсов. Гигантские суммы, затрачиваемые всякий раз на восстановление повреждений, заставили ученых задуматься о том, как минимизировать этот ущерб и количество человеческих жертв.

Британские ученые-метеорологи из университета в Лиде предложили свою методику, которая позволит ослабить мощные тайфуны, ураганы и циклоны, периодически бушующие в тропических зонах планеты. Результаты проведенных ими исследований летом 2012 года были опубликованы в научно-популярном журнале Atmospheric Science Letters.

Как известно, ураган возникает за счет образования энергии испарения большого количества воды с поверхности океана, верхние слои которого нагреваются в результате интенсивного воздействия солнечного света. Исследовали провели опыты и проанализировали, какое влияние на мощность и разрушительный потенциал зарождающегося урагана оказывает непосредственно температура верхних слоев воды. Оказалось, что сила урагана находится в прямой зависимости от нее.

Авторы научного труда по результатам исследований, пришли к выводу, что, снизив температуру воды, можно добиться и снижения мощности урагана. Они предложили изящное и простое решение этой задачи: созданные искусственным образом над поверхностью океана облака будут отражать солнечные лучи и охладят толщу океанской воды, не позволяя, тем самым, тайфуну или урагану разогнаться до критических скоростей.

В своей работе метеорологи использовали опыт применения технологии Marine Cloud Brightening («осветление морских облаков»). В этом процессе задействованы небольшие суда, с борта которых над океаном распыляются мельчайшие частички воды. Используя специальный химический состав, по этой технологии можно создавать и искусственные облака в тех зонах, где происходит формирование мощных циклонов и ураганов. Их всего три – в Северной Атлантике, Индийском океане и в Юго-Западной части Тихого океана.

Произведенные учеными расчеты показали, что если измерять мощность урагана по пятибалльной шкале, предложенный способ позволяет снизить ее на одну ступень. Этого можно добиться всего лишь понизив температуру поверхности океана на несколько градусов.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500