Совет 1: Как научить ребенка работать с текстами

Умение читать заключается не только в знании азбуки и составлении складов и фраз. Ребенок должен научиться работать с текстами – размышлять над ними и воспроизводить прочитанное. Частая ситуация в первых классах: у дошкольника богато развита фантазия и устная речь, однако связно пересказать несколько предложений из книги он не может. Навык текстового анализа – это целая наука.



Работа с текстами - творческий процесс, который связан с умением формулировать мысли и развернуто их высказывать. Залогом активного становления речевой функции станет полноценное семейное общение. От ребенка, с которым мало разговаривали, трудно ждать осмысленного чтения.


Дети копируют родителей, поэтому обогатите собственную речь грамотными конструкциями. Дошкольники способны отлично усваивать построение даже самых сложных фраз, однако у них нет навыка формировать связи в предложениях. Попросите ребенка 4-5 лет вспомнить прочитанную сказку: скорее всего, он станет перескакивать от одного к другому – связного рассказа не получится.


Логично выстроенную речь необходимо тренировать, и лучшим упражнением станет пересказ. Подберите текст по возрасту ребенка: лаконичный, последовательный, доступный пониманию. Внятно прочитайте его вслух; обсудите общий смысл прочитанного и обыграйте интересные сюжетные ситуации.


Когда ребенок научится бегло читать и пересказывать, работу над текстом можно усложнить. Школьник должен воспринимать всю информацию, которую дает книга: фактурную (последовательность событий и героев повествования) и концептуальную (авторская мысль).


Расскажите ребенку, что текст – создание конкретного человека, который хочет вступить с ним в диалог. Автор не просто описывает приключения Мухи-Цокотухи - он хочет рассказать о храбрости и трусости, неблагодарности и бескорыстии. Маленький читатель должен сам отыскать скрытый смысл между строк. Ваша задача – лишь подтолкнуть его к этому.


Разделите работу над текстом на несколько этапов. Сначала назовите автора - пусть ребенок представить его как реального собеседника, который хочет выразить свои чувства. На бумаге он может сделать это только посредством слов и знаков препинания.


Озвучьте заглавие и рассмотрите иллюстрации. Ключевые слова повествования рекомендуется заранее выписать и показать ребенку. Пусть он выскажет свои предположения – кто может быть героем рассказа и как может развиваться действие. Не мешайте читателю фантазировать.


В процессе чтения помогите ребенку разобрать все словосочетания, обсудите знаки препинания. Он должен увидеть: авторский смысл постепенно «накапливается», а слово в контексте значит много больше, чем само по себе. Читатель будет «идти по тексту» вслед за автором и представлять описанные картины.


К каждому абзацу придумывайте уточняющий вопрос и так дочитайте произведение до конца. Расскажите ребенку об авторе и побеседуйте о содержании текста в целом. Сравните, совпали ли первоначальные детские представления о теме, фабуле и героях с авторскими.


Еще раз рассмотрите иллюстрации к книге. Так ли воображал ребенок изображенных героев? Придумайте интересное творческое занятие: рисование сюжетных картинок, инсценировку ключевых моментов повествования или краткое изложение. Если после анализа текста у ребенка появились новые мысли и знания, ему хочется прочитать другие произведения этого автора – считайте, что вы справились с задачей.


Совет 2: Как научить ребенка работать

Следует уделить время обучению ребенка домашним обязанностям. У вас появится хороший помощник по хозяйству, способный облегчить повседневные хлопоты.
Инструкция
1
Вам, родителям ребенка, необходимо договориться о том, что пришло время посвятить малыша в хитрости домашнего труда. Необходимо привести к согласию родительские представления о домашнем труде.
2
Не нужно приучать ребенка к обязанностям, если он устал, раздражен или болен. Не поручайте ему задания, если вы сами раздражены. Неумелое выполнение поручения может вызвать у вас негативную реакцию, а это чревато отказом ребенка от дальнейших попыток помочь вам выполнять работу по дому.
3
Следует решить, в какой последовательности малыш будет осваивать мир домашней работы. Необходимо определить, что может делать ваш ребенок в соответствии с возрастом и развитием. Давайте задания, которые ему по силам.
4
Не стоит сразу же полностью перекладывать на ребенка ответственность за качество выполненного поручения. Те же игрушки можно начать собирать вместе. Только со временем можно доверить малышу выполнение того или иного задания самостоятельно.
5
Не стоит говорить малышу командным голосом, ведь это может спровоцировать нежелательную реакцию. Надо ласково объяснить, что у каждой игрушки есть домик, сейчас игрушки устали и хотят пойти отдыхать. Предложите ему вместе собрать игрушки, для малыша это будет интересной игрой.
6
Ребенок пытается вам помогать? Оцените его помощь и искренне похвалите. Однако не стоит поощрять его труд маленькими подарочками, сладостями или другими вкусностями. Иначе помощь может перестать быть только помощью и станет залогом получения определенной выгоды.
7
Если у ребенка что-то не получается, не стоит его ругать. Вы должны оказать ребенку поддержку. Можно сказать, что вам было приятно. Не беда, если что-то не получилось, в следующий раз обязательно получится.
Видео по теме
Обратите внимание
Если вы считаете, что ребенок самостоятельно может выполнить то или иное задание, никогда не оставляйте его одного. Это необходимо для безопасности малыша.
Источники:
  • Технология правильной читательской деятельности или как научить ребёнка любить книгу.
  • Как научить ребенка пересказу
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500