Совет 1: В чем причина неудачного запуска ракеты "Протон-М"

7 августа 2012 года российская ракета-носитель «Протон-М» должна была доставить на целевую геостационарную орбиту два спутника, однако запуск окончился аварией. Это уже не первая неудача российской космической отрасли за последнее время, поэтому очередной провал потребовал самого серьезного изучения его причин.



«Протон-М» должен был вывести на орбиту два космических аппарата, российский «Экспресс-МД2» и индонезийский телекоммуникационный «Телком-3». Старт ракеты состоялся точно в назначенное время, сам ракетоноситель отработал безупречно, выведя полезный груз на промежуточную орбиту. Но дальше произошла нештатная ситуация – разгонный блок «Бриз-М» не смог вывести спутники на нужную орбиту, проработав всего 7 секунд вместо положенных 18 минут и 5 секунд. В результате космические аппараты не вышли в расчетную точку, использовать их по назначению нельзя. Более того, они представляют угрозу другим спутникам, так как находятся на нерасчетной орбите.

Сразу после неудачи в «Роскосмосе» и Центре имени Хруничева, изготовителе ракеты «Протон-М» и разгонного блока «Бриз-М», началось расследование причин аварии. Анализ поступавшей телеметрии показал, что причиной нештатной работы аппарата стало засорение или механическое повреждение топливной магистрали. Именно это и привело к прекращению работы двигателей разгонного блока. Второй вариант более вероятен, на него указывает тот факт, что запуск «Протона» уже был ранее отложен на две недели именно из-за проблем с подачей топлива. Топливная магистраль была проложена заново, но сделано это было, судя по случившемуся отказу, некачественно.

Именно низкий уровень контроля качества и снижение общей культуры производства были названы в числе основных причин ряда неудач с блоком «Бриз-М». В связи с последовавшей в адрес руководства Центра имени Хруничева критикой со стороны российских властей его директор Владимир Нестеров написал заявление об отставке. В то же время, альтернативы изготавливаемым предприятием ракетам «Протон-М» и разгонным блокам «Бриз-М» на данный момент нет. Поэтому единственным вариантом предупреждения подобных неудач в будущем является повышение качества сборки космических аппаратов, внедрение более жесткой системы контроля производства.


Совет 2: В чем причины неудачного запуска "Протона"

6 августа с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М» с грузом из двух спутников «Экспресс-МД2» и «Телком-3». В процессе второго включения непредвиденно остановились двигатели разгонного блока. Так неудачный запуск «Протона» не позволил выполнить поставленную задачу - вывести на орбиту высотой в 36 тысяч км два спутника.



Агентство «Интерфакс» со ссылкой на анонимный источник в комиссии, занимающейся расследованием аварийного запуска двух спутников 6 августа, называет причиной нештатной работы сбой в работе пневмогидросистемы разгонного блока «Бриз-М», задача которой обеспечивать избыточное давление в баке с топливом.

Пока это только предварительные результаты, но специалист агентства считает, что удалось «локализовать место в пневмогидросистеме, где произошел сбой в ее работе. Из-за чего и не был обеспечен надлежащий наддув в одном из топливных баков с горючим, и топливо перестало поступать в камеру сгорания». Он резюмировал, что, скорее всего, поломку обнаружат в «магистрали подачи гелия», который нужен для создания давления в топливном баке разгонного блока «Бриз-М».

Источник РИА «Новости» такого же мнения: двигатели «Бриз-М» проработали 7 секунд (а должны были 18 минут) из-за дефекта тракта наддува топливного бака. Информационное агентство приводит цитату источника: «Формулировка звучит гораздо сложнее, но проблема кроется в тракте наддува топливного бака».

Анализ телеметрии, проведенный комиссией, практически исключил вероятность сбоя в системе управления, пишет «Коммерсант». В связи с чем и сделаны предположения о том, что неполадки произошли в работе самой двигательной установки. Издание, ссылаясь на свой источник в комиссии, причиной аварии называет повреждение «кабеля подачи топлива».

На сегодня со спутником «Телеком-3», который разгонный блок «Бриз-М» должен был вывести на орбиту, удалось установить связь, сообщает Lenta.ru со ссылкой на производителей. Аппарат работает нормально, но на нештатной орбите по назначению он не может быть использован.

До полного выяснения причин аварии введен запрет на запуски ракет-носителей «Протон» с помощью разгонных блоков «Бриз-М».


Источники:
  • Причина последней космической неудачи названа

Совет 3: Почему был отложен запуск Sirius 5

Россия уже длительное время плодотворно сотрудничает с другими странами в освоении космического пространства. Одна из задач, возлагающихся на российскую сторону, заключается в выводе на околоземную орбиту зарубежных космических спутников с научно-исследовательским и иным оборудованием. Решение таких задач часто сопряжено с техническими трудностями и устранением неполадок, как это случилось при запуске аппарата Sirius-5.



Старт российской космической ракеты «Протон-М» с голландским аппаратом Sirius-5 первоначально планировался на 19 июня 2012 года. Как сообщила деловая газета «Взгляд», подготовка к запуску на космодроме Байконур была прервана. Причиной источник в Космическом центре им. Хруничева назвал технические проблемы на старте.

При проведении испытаний «Протона» и голландского спутника было обнаружено нарушение работы рулевой машины первой ступени ракеты-носителя. Устранить неполадки оперативно не удалось, поэтому космический аппарат был снят со старта. Тогда же было сообщено, что ракету с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником могут запустить в июле вместе с другими аппаратами.

Следует отметить, что прежде ракету-носитель «Протон-М» неоднократно подводили неисправности разгонного блока. Наиболее заметный эпизод имел место в августе 2011 года. Тогда запущенный с Байконура отечественный спутник связи «Экспресс-АМ4» не вышел на намеченную орбиту. Расследование выявило причину неудачного запуска. Оказалось, что к аварии привели ошибки разработчиков автоматического оборудования, которые и сказались на работе космического аппарата. Специалисты космического агентства утверждают, что неисправность не носила системного характера.

В декабре 2011 года «Протон» с голландским космическим аппаратом Sirius-5 также не совершил запланированный запуск. Старт был перенесен из технических неполадок в разгонном блоке, а именно в комплексе командных приборов.

Ранее из-за разногласий с Казахстаном был отложен старт ракеты «Союз», которая должна была нести блок из пяти космических аппаратов. Причины разногласий в сообщении РИА «Новости» не уточняются. Пресс-служба Роскосмоса сообщила, что говорить о точной дате нового запуска ракеты со спутником Sirius-5 пока рано. Сроки будут названы после завершения комплексного планирования стартов на июль и август 2012 года.


Видео по теме

Совет 4: Когда и как будет происходить запуск ракеты "Булавы"

Межконтинентальная баллистическая ракета Р-30 «Булава» предназначена для пуска с новейших подводных лодок проекта «Борей» 955. В настоящее время эта разработка российского военно-промышленного комплекса находится в стадии принятия на вооружение.



Первый полноценный испытательный запуск «Булавы» состоялся 27 сентября 2005 года. Ракета стартовала с АПЛ «Дмитрий Донской» в акватории Белого моря. Пролетев за 14 минут более 5 500 километров, снаряд успешно поразил цели на камчатском полигоне Кура.

Всего за время испытаний произведено 18 пусков, шесть из которых оказались неудачными, а еще два признаны частично успешными. Тем не менее в конце 2011 года Дмитрий Медведев, будучи Президентом РФ, объявил о том, что комплекс морских стратегических ядерных сил «Булава» будет принят на вооружение. В тот год все четыре испытательных пуска ракеты оказались успешными, и государственные испытания были признаны завершенными.

«Булава» способна нести 6-10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных боеголовок. Каждая из них наводится индивидуально и способна менять траекторию полета по курсу и высоте. Боевые блоки достигают мощности 100-150 килотонн. Максимальная дальность полета ракеты – 8 000 метров. Стартует «Булава» как из глубины, так из надводного положения. Разработка Московского института теплотехники работает на твердом топливе, что повышает безопасность эксплуатации по сравнению с жидкостно-топливными ракетами.

В марте 2012 года российское военное ведомство распространило информацию о том, что в октябре-ноябре с борта стратегической атомной подводной лодки проекта 955 «Борей» «Александр Невский» будет произведено еще два пуска «Булавы». К тому времени закончатся ходовые испытания подлодки, и она в случае успешных испытаний также будет принята на вооружение.

Всего до 2020 года Министерство обороны планирует приобрести восемь подводных лодок проекта «Борей». Ракетоносцы смогут нести на борту от 16 до 20 снарядов. Таким образом, комплекс «Булава» должен лечь в основу морских стратегических ядерных сил России.


Видео по теме

Совет 5: Когда Россия создаст ракету для полётов на Луну

В шестидесятых годах прошлого века Советский Союз проиграл в лунной гонке Соединенным Штатам. В нынешних условиях просто слетать на Луну уже мало, проект должен быть более амбициозным. Но каким бы он ни был, достичь Луны без надежной ракеты-носителя невозможно.



Создание тяжелого ракетоносителя является сложнейшей инженерной задачей, решить которую могут лишь очень немногие страны. При этом важны не только грамотные технические решения, но и создание благоприятных условий для работы конструкторов. Если вспомнить советскую лунную программу, то основной причиной поражения в лунной гонке следует признать не технические проблемы, а отсутствие единого координационного центра, способного объединить усилия ведущих конструкторов. Особенно ярко это проявилось после смерти Сергея Павловича Королева. В условиях разобщенности конструкторов, а главное, потери интереса к лунной программе со стороны руководства страны, построить ракетоноситель для полета к Луне было практически невозможно. Тем не менее, ракета Н-1, несмотря на несколько неудачных стартов, была доработана и вполне смогла бы выполнить свою миссию.

Что же Россия имеет сейчас для полета к Луне? «Рабочие лошадки» ее космической отрасли, «Союзы» и «Протоны», для лунной программы непригодны, а новых ракетоносителей так и не построено. Тем не менее вроде бы что-то начинает меняться – в июне 2012 года стало известно, что Роскосмос по поручению Совета безопасности разработал концепцию развития ракетоносителей, пригодных для полета к Луне. Ожидается, что первый пилотируемый полет к спутнику Земли новая ракета сможет выполнить к 2028 году. Согласно проекту, она сможет поднимать до 70 тонн груза, стартовый комплекс для нее будет расположен на космодроме Восточный. Стоит отметить, что разрабатываемая сейчас в США тяжелая ракета-носитель Falcon сможет выводить на орбиту до 53 тонн груза.

Второго августа стало известно, что Роскосмос объявил конкурс на создание эскизного проекта тяжелой ракеты на базе уже известной «Ангары». Ее особенностью является модульная конструкция, а также использование на всех ступенях в качестве топлива керосина. На ракету будет устанавливаться новый двигатель РД-191, все стендовые испытания которого уже проведены. Заявление Роскосмоса свидетельствует о том, что наконец-то сделан выбор между двумя проектами – «Ангарой» и «Русью». Это позволит Федеральному космическому агентству отказаться от дублирования программ и сэкономить немалые средства. В современных условиях Россия просто не может позволить себе иметь несколько конкурирующих проектов - выгоднее сосредоточить усилия конструкторов на одном, что и было сделано. Можно констатировать, что ситуация наконец-то сдвинулась с мертвой точки, работы по созданию лунной ракеты начались.


Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500