Исключение в данном случае составляют личные автомобили дипломатов и членов их семей, переселенцев и беженцев при их возвращении на родину, раритетные машины - выпущенные более 30 лет назад. Под исключение подпадают и авто, ввозимые с территории Таможенного союза.

Нагрузка по утилизации должна лечь на импортеров и производителей. Таким образом, она будет закладываться в стоимость автомобилей. Если же физическое лицо независимо ввозит машину из-за границы, то сбор уплачивает самостоятельно.


Ввести сбор законодателей вынудило вступление России в ВТО. В связи с этим стране неминуемо придется снижать ввозные пошлины на иномарки. Утилизационный сбор же поможет компенсировать этот ущерб бюджету.

Приход на российский авторынок иностранный производителей, рост отечественного автопрома за последние годы поставили вопрос о необходимости постройки новых заводов по утилизации старых машин. А для этого нужны немалые финансы. Должна быть создана и соответствующая инфраструктура, включающая пункты приема авто, предприятия по разборке, шредерные заводы.

Экспертами подсчитано, что с течение следующего десятилетия около 3 млн. легковых машин будут выбывать из эксплуатации каждый год. А для их утилизации потребуется не менее 30 заводов.

Утилизационная инфраструктура должна быть самоокупаемой. Но пока для ее создания и использования нет стимулов ни у бизнесменов, ни у владельцев авто, поскольку утилизация - процесс трудоемкий и затратный. Поэтому государство планирует способствовать создание такого рентабельного бизнеса, давая субсидии на строительство и на покрытие операционных расходов предприятий. Государству также предстоит сделать такого рода бизнес выгодным для предпринимателей.