Совет 1: Как снять вариатор на "Буране"

Снегоходы «Буран» выпускаются отечественной промышленностью уже не одно десятилетие. Достаточно простые и надежные, они, тем не менее, нуждаются в периодическом обслуживании и ремонте. Одной из задач при этом может стать снятие вариатора.
Вам понадобится
  • - гаечные ключи;
  • - вороток;
  • - смазка Литол-24 или ЦИАТИМ-201.
Инструкция
1
Вариатор представляет собой бесступенчатую автоматическую клиноременную передачу, позволяющую плавно регулировать передаваемое двигателем тяговое усилие. Конструкция вариатора такова, что он автоматически подстраивается под условия движения, выбирая наиболее оптимальную передачу. Это позволяет двигателю работать в наиболее благоприятных условиях при различной нагрузке, а снегоходу развивать максимальную скорость.
2
Так как «Бураны» выпускаются уже достаточно давно, на них используются разные виды вариаторов. Одним из наиболее распространенных и хорошо себя зарекомендовавших является вариатор «Сафари», именно он устанавливается на большинство «Буранов».
3
Чтобы снять вариатор «Сафари», сначала открутите его крышку, она крепится шестью болтами. Отворачивая два последних болта, придерживайте крышку, чтобы находящаяся под ней пружина не «выстрелила». Затем снимите пружину, найдите в валу отверстие под вороток. При необходимости слегка утопите подвижный диск вариатора, чтобы отверстие в валу стало видно.
4
Застопорите коленвал со стороны маховика, вставив под зубцы шестерни подходящий металлический предмет. Вставьте в отверстие в валу вороток и открутите винт. Резьба обычная, правая. После откручивания вы сможете снять вариатор целиком.
5
Чтобы вариатор надежно и долго работал, необходимо следить за его исправностью, своевременно выполнять профилактические работы. В частности, через каждые 3000 км пробега необходимо смазать вал под разрезной втулкой. Используйте для смазки Литол-24 или ЦИАТИМ-201. Следите, чтобы смазка не попадала на конусные поверхности дисков. Через каждые 6000 км необходимо проверять состояние вкладышей и втулок на осях грузиков. Износ втулок оценивается по величине люфта грузиков, он не должен превышать 1 мм. Износ вкладышей оценивается по величине зазора между ними и направляющими ребрами подвижного диска, он не должен превышать 1,5 мм.

Совет 2: Как открутить вариатор

Чтобы выполнить многие операции по ремонту и обслуживанию вариатора, его необходимо открутить. Продвинутые владельцы скутеров откручивают его и для замены на тюнингованную модель. Процедура снятия вариатора имеет среднюю категорию сложности, но при известной аккуратности и исполнительности доступна и новичкам.
Вам понадобится
  • - набор ключей и головок;
  • - съемники;
  • - отвертки;
  • - молоток.
Инструкция
1
Очистите от загрязнений корпус вариатора так, чтобы были видны все крепежные болты. Отверните крепежный болт лапки кик-стартера. После этого выверните все болты на крышке вариатора. Многие болты имеют затрудненный доступ, поэтому при их откручивании придется проявить смекалку. Снятые болты складывайте в отдельную негрязную емкость, чтобы не потерять их.
2
Если после удаления всех крепежных элементов крышка не снимается, аккуратно обстучите ее по краям молотком или достаточно крупным ключом, а затем тяните, покачивая, на себя. Одновременно контролируйте прокладку между крышкой и картером, чтобы не порвать ее. Если это все же случится, новую изготовьте из плотной бумаги или паранита одинаковой толщины.
3
Частично демонтируйте механизм кик-стартера, расположенный на коленвале. Для этого сначала снимите отверткой фиксирующую шайбу, а затем все остальные детали механизма с вала. Порядок снятия деталей запоминайте. Сами детали маркируйте любым удобным способом.
4
Сняв крышку корпуса, один из болтов вверните в отверстие над вариатором и приготовьте съемник. Изготовителями рекомендуется использование фирменных съемников, но при их отсутствии подойдут съемники масляного фильтра от автомобилей ВАЗ. Перекиньте цепь вариатора по крыльчатке, зацепив одно из звеньев за крючок съемника. Постарайтесь при этом, чтобы свободный ход цепи был как можно меньше. Затем вручную начните проворачивать вариатор против направления движения до тех пор, пока съемник не упрется в болт, ранее закрученный над корпусом. Эта процедура называется фиксацией вариатора.
5
Руками сожмите пластины сцепления так, чтобы ремень провис. Удерживая пластины, снимите ремень. Открутите гайку на коленчатом валу. После этого снимите корону кик-стартера и крыльчатку вариатора. Запоминайте или записывайте последовательность снимаемых деталей.
6
Для откручивания болта крепления вариатора используйте накидной ключ. Во многих случаях этот болт труднодоступен и придется использовать головку с удлинителем. Учтите, что если вариатор снимается впервые, отвернуть этот болт будет очень трудно. Если ваших усилий не хватит, пригласите помощника. Для безопасности заблокируйте вращение шкива вариатора, вставив отвертку между его зубьями и картером.
Видео по теме

Совет 3: Как настроить вариатор

Правильная настройка вариатора позволяет немного улучшить динамические характеристики скутера либо плавность езды. Для тюнингового скутера новые настройки помогут сгладить появившиеся недостатки форсированного двигателя. Такие, например, как провалы на низких и средних оборотах. Основная идея настройки вариатора – подбор грузиков по массе и размеру.
Вам понадобится
  • - инструмент для снятия и разборки вариатора;
  • - съемник вариатора;
  • - новые грузики-ролики
Инструкция
1
Перед настройкой трансмиссии скутера убедитесь, что двигатель полностью исправен и правильно отрегулирован. Разберите вариатор. Это уже сама по себе сложная задача, если вы никогда этого не делали. Чтобы качественно разобрать трансмиссию скутера и не сорвать шлицы коленвала, приобретите специальный съемник вариатора. Найдите грузики-ролики внутри движущейся части ведущего шкива. Оцените их состояние и износ.
2
Если ваш скутер не европейского производства, а китайского или предназначен для внутреннего рынка Японии, обязательно проведите замеры и взвешивание всех грузиков. Владельцам европейских моделей и японских, предназначенных для экспорта, данные о размерах и массе роликов можно взять из инструкции по эксплуатации или буклетов тюнинговых компаний.
3
Посетите магазин запчастей для скутера или тюнинговый магазин. По буклету какой-нибудь хорошей тюнинговой фирмы подберите себе новые грузики-ролики. Учтите, что размеры новых роликов должны соответствовать родным, а масса – на 0,5-1,5 грамма меньше штатных. Идеальным вариантом будет приобретение трех комплектов грузиков: на полграмма, на грамм и на полтора грамма легче. Это позволит более точно настроить вариатор под ваш вес и двигатель.
4
Обязательно консультируйтесь с продавцом, если тюнинговых роликов вашего размера не оказалось в буклете. Целиком и полностью на его мнение полагаться не стоит, так как работники магазина тоже не всегда бывают компетентны. Поэтому предложенные вам образцы обязательно обмерьте и взвесьте самостоятельно.
5
Установив новые ролики на свой вариатор, вы получите небольшие, но заметные улучшения в динамике. Если вы предусмотрительно приобрели несколько тюнинговых комплектов роликов, поэкспериментируйте с ездой на каждом комплекте. Но ни в коем случае не пользуйтесь слишком легкими грузами – они не дадут мотору выйти на максимальные обороты, что отрицательно скажется на максимальной скорости.
6
В случае, если цель настройки вариатора – сглаживание провалов форсированного двигателя на низких оборотах, грузики приобретайте не легче, а тяжелее стандартных. Если вы поставите более тяжелые грузы на скутер со стандартным мотором, динамика заметно ухудшится, но появится выигрыш в плавности разгона, особенно с тяжелым грузом.
Источники:
  • как поменять вариатор на скутере

Совет 4: Что такое вариатор

Вариатор является разновидностью коробки переключения передач (КПП). Такое устройство применяется на таких транспортных средствах, как скутеры, мотоциклы, снегоходы. Однако с недавнего времени использование вариатора стало возможным в автомобилях.

Первые вариаторные КПП

Вариаторная коробка передач впервые была придумана в 1490 году и чертеж ее прототипа сделал Леонардо да Винчи. Первые автомобили с данным типом переключения передач появились в 1950 г. с применением концепции именно да Винчи. Вариатором снабжались легковые автомобили компании DAF, которая на тот момент производила не только грузовики. Через некоторое время вариатор стали применять и на Volvo, однако по-настоящему распространенными стали такие КПП именно в 21 в.

Система работы вариатора

Управление вариатором осуществляется при помощи двух педалей и коробки, которая традиционно напоминает обычную АКПП (автомат). Работа вариатора основана на том, что в его системе нет фиксированного количества передач – теоретически водитель будет переключать коробку столько раз, сколько ему потребуется для достижения нужной скорости. Коробка автоматически изменяет нужное число передач по мере разгона или замедления транспортного средства.
Вариатор отличается плавным переключением передач.

Среди типов вариатора отличают клиноременные, цепные и тороидальные. Самой распространенной разновидностью является клиноременная конструкция, в основу которой положены шкивы, которые постоянно изменяют свой диаметр в зависимости от достигаемой скорости. В основе шкивов лежат конусы, которые двигаются как по направлению друг к другу, так и обратно в зависимости от достигаемой скорости. Между шкивами крутится ремень, который соприкасается с данными конусами, регулирующими его текущее положение.

Ремень представляет собой стальную ленту со специальным покрытием и сложным сечением с нанизанными стальными пластинками. В некоторых автомобилях применяются пластинчатые цепи, которые смазываются специальной жидкостью, меняющей свое фазовое состояние под воздействием давления.

Обычно шкивы снабжаются гидравлической системой переключения, которая сдвигает части первого шкива и раздвигает детали второго.
Вариатор меняет передаточное число во время разгона в зависимости от программы управления. Мотор, работающий с вариаторной коробкой, всегда крутится на одинаковых оборотах.
Вариатор, не смотря на свои достоинства, имеет и ряд недостатков. Так, среди наиболее существенных конструкторы отмечают большую требовательность к ресурсам двигателя и дорогое обслуживание.

Несмотря на неограниченное количество передач, некоторые вариаторы могут работать с виртуальными передачами, которые задаются электроникой. В некоторых случаях вариатор может переключаться и водителем вручную, как на автомате с последовательным ручным режимом.

Совет 5: Автомат или вариатор: мнение экспертов

Все автомобилисты знают, что в механической коробке передач – пять скоростей, в автоматической коробке – около восьми, а вариатор обладает бесконечным количеством передач. Так что же лучше выбрать – автомат или вариатор, и на какие их функции следует ориентироваться при выборе?

Преимущества вариатора

Вариатор представляет собой устройство между двигателем и колесами, которое позволяет с максимальной плавностью изменять скорость вращения ведомого и ведущего дисков. Традиционно вариаторы используются в мопедах, скутерах, снежных и водных мотоциклах, однако недавно его внедрили и в современные автомобили. В отличие от автомата, вариатор начинает движение гораздо ровнее, разгоняясь как мощный электродвигатель – при этом в наборе скорости нет никаких провалов и громких шумов.

Автомобиль с вариатором ускоряется стремительнее других мощных машин за счет экономии времени на переключение передач.

По сравнению с автоматической коробкой передач, по набору оборотов вариатор является несомненным лидером. Кроме того, автомобиль с вариатором не заглохнет на светофоре и не покатится назад при подъеме в гору, а трогание с места всегда будет очень плавным - независимо от мастерства водителя. Некоторым автомобилистам не нравится ровное и постоянное жужжание мотора, вызываемое вариатором, а также отсутствие любимого многими мужчинами «спортивного рычания» при резком ускорении автомобиля. Это связано с тем, что вариатор своевременно оптимизирует работу мотора, не позволяя ему достигать критических значений.

Что выбрать?

Некоторые автомобильные владельцы отдают предпочтение вариатору, поскольку он более бесшумен по сравнению с автоматической коробкой передач, экономит топливо, стремительно разгоняется, дает на двигатель и другие элементы привода более оптимизированную нагрузку. Кроме того, вариатор, в отличие от автомата, работает в щадящем режиме, который обеспечивает электронное управление. В результате автомобиль гораздо реже нуждается в обслуживании и практически не нуждается в ремонте вариатора.

Вариатор также положительно сказывается на экологии – уровень вредных веществ в его отработанных газах намного ниже, чем в газах автомата.

Поклонники классических коробок передач могут приобрести вариатор с типтроником – эмулятором переключения установленных скоростей. Ценители скорости и мощи по достоинству оценят вариатор с функцией «кик-даун», благодаря которой резкое нажатие педали газа до максимума мгновенно изменяет передаточное число и автомобиль молниеносно ускоряется буквально с места. Таким образом, вариатор обладает гораздо большими преимуществами по сравнению с автоматической коробкой передач.
Источники:
  • как снять ремень с вариатора
Поиск
Совет полезен?
Комментарии 1
Пожаловаться
написал(а)
Красиво написано. Все вроде просто:Вставьте в отверстие в валу вороток и открутите винт.

Но в том-то и дело, что не откручивается! Все \, что вставляется в это ответсте - ломается. Нужен лом. А куда его вставить? Короче нужен какой-то специальный съемник. Где взять?, Кто изготавливает? Как сделать самому?
Осталось символов: 500