В основу сценария фильма лег одноименный роман Дона Делилло — современного писателя-постмодерниста. Режиссер Дэвид Кроненберг снял фильм, подчеркнув особенности сюжета в своей излюбленной манере.

В сущности, именно эта манера — радикальная и сложная для понимания — и стала предметом споров. Но критики не учитывают тот факт, что сама история в «Космополисе» такова, что ее сложно было бы снять по-другому.

Почти два часа экранного времени зритель наблюдает за 28-летним трейдером-миллиардером. Режиссер показывает один стандартный день его жизни, и только его завершение можно назвать нетипичным.

Главный герой — Эрик Пэкер. Он успешный финансист, добился успеха еще в молодости и без особых усилий поддерживает планку. Несмотря на молодость, он живет стабильно, ему известны наиболее вероятные варианты развития его судьбы и судьбы его страны. И в этом — его основная проблема. Эрику давно все понятно, апотому — совершенно неинтересно.

Он не привык прикладывать усилия для достижения цели, ему не приходилось переживать за результат своих действий. Эрик знает, что скорее всего будет успех, ну а в случае поражения при очередной сделке убыток не будет болезненным – ведь он миллиардер.

Зрители наблюдают за человеком, который не умеет переживать. Он чувствует потребность в эмоциях, но умеет лишь рассуждать, ему подвластна только разумная составляющая часть жизни.

Рассуждает герой подолгу и на самые разные темы. В его лимузине (большая часть действия происходит именно там) появляются разные люди, и Эрик ведет с ними пространные диалоги — об обществе, искусстве, отношениях, экономике, жизни в целом.

Все суждения герой произносит практически с каменным лицом. Писатель и режиссер показали портрет человека будущего: пресыщенного, циничного, безэмоционального. И в то же время представитель эпохи совершенно оторван от реальной жизни. За пределами его лимузина происходят забастовки и народные волнения, но молодой человек не относится к этому народу. Он смотрит на все со стороны, безучастно.

Ни жена, ни любовницы, ни даже преступление не могут расшевелить героя. Лишь в конце фильма он приблизился к тому, чтобы почувствовать вкус жизни. Правда, по обыкновению заплатил слишком высокую цену. Если раньше огромные платы его не волновали, то теперь «валютой» оказалось его собственное здоровье и жизнь. Только теряя их, Эрик Пэкер, похоже, наконец понимает их ценность.