С началом осени любой ввезенный в Россию автомобиль попадает под действие нового закона. Ранее введенные поправки освобождают от сбора автомобили, произведенные внутри страны. Основной причиной введения сбора с автомобилей называют получение средств для их последующей утилизации.

Тем, кто приобретает новую иномарку с объемом мотора менее 2000 кубических сантиметров, придется заплатить сбор в размере 26800 рублей. Если автомобиль старше 3 лет, то эта сумма возрастет до 165 200 рублей. Для новых машин с объемом двигателя от 2 до 3 литров сбор составляет 53 200 рублей, при возрасте больше 3 лет он увеличится до 322 400 рублей. Автомобили с объемом двигателя от 3 до 3,5 литров обойдутся дороже на 69 400 рублей, при возрасте старше трех лет – на 570 000. Наконец, если приобретается автомобиль с объемом двигателя больше 3,5 литров, сумма сбора составит 110 000 рублей для новых машин и 700 200 для подержанных.


Новый закон был принят с большой поспешностью. Достаточно трудно поверить в то, что правительство действительно заботится об утилизации автомобилей по окончании срока их службы. Логичнее предположить, что закон был принят в связи со вступлением России в ВТО и преследовал две цели: с одной стороны, закрыть границу для подержанных автомобилей, сделав их ввоз невыгодным, с другой – предоставить конкурентные преимущества российским автозаводам, освобожденным от уплаты сбора. Таким образом, цены повысятся только на автомобили, ввозимые из-за границы. Соответственно, покупатель, приобретающий автомобиль иностранной сборки, будет оплачивать сбор, а тот, кто покупает автомобиль российской сборки, нет. Небольшим, в пределах 5 тысяч, будет и утилизационный сбор на автомобиль в том случае, если он ввозится для личного пользования.

О том, что принятый закон имеет заградительную функцию, говорят и суммы ставок. Если сбор вводится для целей утилизации, то в чем принципиальная разница между утилизацией нового и старого автомобилей? Почему за утилизацию одного надо заплатить, например, 26800 рублей, а за разборку точно такого же, но более старого, уже 165 200 рублей? Надо быть очень наивным человеком, чтобы поверить в официально заявленные цели введения сбора. Еще более фантастичным выглядит предположение, что на собранные средства будут построены предприятия для утилизации старых машин. Скорее всего, деньги просто растворятся в бюджете страны.