Совет 1: Как проводится социальная работа с семьей

Необходимость в социальной работе с семьей появляется, как правило, когда дети достигают подросткового возраста. Чаще всего изменение поведения подростка вызывает необходимость построения в семье новых отношений, и большинство семей с этим справляются самостоятельно либо с помощью психологов. Однако если решить проблему не удалось, в жизнь семьи вмешиваются социальные работники.
Инструкция
1
Проблемное поведение подростка вызвано проблемами во взаимоотношениях с окружающими людьми – учителями, соседями, сверстниками. Неоднократные вызовы на комиссию по делам несовершеннолетних, прогулы в школе, употребление спиртных напитков, агрессия – все это не могут не замечать родители. Однако по разным причинам (собственные проблемы, алкоголизация, материальные трудности и т.д.) они не считают необходимым или не могут правильно отреагировать и повлиять на поведение ребенка. Здесь и возникает необходимость в семейной социальной работе.
2
Главная цель социального работника – помочь всем участникам конфликтной ситуации и разрешить ее с учетом интересов каждого участника. Каждая ситуация уникальна и зависит от множества факторов, но выделить основные этапы социальной работы тем не менее можно.
3
Работа начинается с получения запроса от социального института – школы, комиссии по делам несовершеннолетних. Обычно на этот момент использованы все доступные средства: воспитательные беседы с ребенком и родителями, различные наказания и санкции. В запросе описывается проблемное поведение подростка или родителей, конкретные требования к нему, сроки исполнения требований и возможные последствия в случае невыполнения. Семью ставят в известность о направлении социального работника, это может произойти на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, в школе, по телефону или официальным письмом.
4
Далее специалист договаривается о встрече, чаще всего на территории семьи. Его цель – наладить контакт с родителями, обсудить и понять ситуацию. Необходимо относится к мнению каждого члена семьи с уважением и в то же время четко обозначить факт противоречия. Семья может отказаться от помощи социального работника, в таком случае он проинформирует направляющий источник об отказе.
5
При прояснении ситуации работник может задавать разные вопросы, в том числе и «неудобные», но члены семьи сами решают, отвечать ли на них. Для сотрудника важно почувствовать обстановку в доме, а также контекст конфликтной ситуации. При разговоре социальный работник старается перевести жалобы родителей в конкретную форму проблемы, редко удается справиться с этим за один раз. Часто родители видят корни ситуации лишь в поведении подростка, не признавая за собой вины – в этом случае важно, чтобы они увидели и признали свои ошибки.
6
Когда проблема обозначена, задача социального работника – совместно с семьей разработать план действий для ее разрешения. Важно, чтобы в этом принимали участие все члены семьи, предлагая свой вклад. Заключается устный или письменный договор, в котором четко прописаны действия всех участников: подростка, родителей, социального работника, других членов семьи или специалистов.
7
Важный этап работы с семьей – реализация программы. При этом социальный работник должен поддерживать активность членов семьи и помогать им в выполнении их действий. Однако ответственность не должна оказаться на нем – специалист лишь подготавливает семью к разрешению конфликтной ситуации, а не разрешает ее самостоятельно. Например, если мама боится разговаривать с директором школы, соцработник может организовать эту встречу, поговорить предварительно с мамой и директором, отправить ее к психологу, даже присутствовать при встрече – но содержание разговора следует оставить на долю участников конфликта.

Совет 2: Как проводить социальную работу с детьми

Социальная работа с детьми - занятие ответственное и очень сложное. Ведь с маленьким человеком нужно найти общий язык, сделать так, чтобы он доверился чужому взрослому и поделился своими проблемами. Поэтому необходимо очень тщательно готовиться ко встречам с подопечным и внимательно продумывать детали вашего общения.
Инструкция
1
Если работа затрагивает детей из благополучных семей, например, провести с ними профилактические беседы в школе, задача упрощается. Социальная работа в этом случае заключается в том, чтобы объяснить детям последствия тех или иных поступков или действий. Например, что происходит с подрастающим организмом от выкуренной сигареты или выпитого алкоголя. Сложность в этом случае заключается в том, что дети обычно просто беседу не воспринимают, им кажется, что с ними такого не будет. Поэтому нужно подумать, как их привлечь. Может, как вариант, показать им фотографии поврежденных органов. Психологи уверяют: наглядная агитация действует намного сильнее, чем эфемерные разговоры о том, что может быть вредно для организма.
2
В случае, если ваша социальная работа предполагает помощь детям из неблагополучных семей, здесь нужно готовиться еще тщательнее. Ведь вы должны общаться не только с ребенком, но и с его родителями. Посещать неблагополучную семью нужно регулярно, желательно хотя бы раз в неделю. Это необходимо для того, чтобы можно было контролировать, как ребенок питается, ходит ли он в школу и делает ли уроки.
3
Оставьте свои контактные данные в школе, которую посещает трудный подросток. Так как в асоциальной семье надежды на родителей нет, вам придется самостоятельно контролировать жизнь ребенка и помогать родителям его воспитывать.
4
Обязательно проведение профилактических бесед и с родителями вашего подопечного. Ваша задача - вернуть их к нормальной жизни и помочь им стать для своих детей заботливыми и любящими. Если же беседы не имеют эффекта, оказываемая материальная помощь в виде выдачи продуктов питания не оценивается должным образом, приходится ставить вопрос об изъятии ребенка из семьи. Но это самый крайний случай. Специалисты органов социальной защиты сначала должны сделать все возможное, чтобы сохранить семью.
5
Социальная работа также включает в себя и оформление ребенка из трудной семьи на летний отдых в детские лагеря.
6
Кроме асоциальных семей, предметом внимания специалистов органов соцзащиты становятся и те семьи, где воспитываются маленькие инвалиды. Ответственные за ребенка люди должны помочь ему адаптироваться в мире, найти себя и не чувствовать так остро того, что он урезан в возможностях. Для этого вы должны помогать семье в решении их бытовых проблем. Например, если в подъезде нет пандусов или специальных лифтов для инвалидов-колясочников, вы должны посодействовать и обратиться в управляющую компанию или иную фирму, выполняющую такие функции, с просьбой оформить подъезд так, чтобы маломобильные люди не чувствовали себя обделенными.
7
В рамках социальной работы с детьми ответственное лицо должно помогать им участвовать в выставках, посещать культурные мероприятия и т.д. В том случае, если родители не хотят заниматься своим ребенком или одни не справляются с полноценным развитием ребенка-инвалидам, им жизненно необходима помощь извне. И такой помощью становятся социальные службы.
Видео по теме
Совет полезен?
Помните, что работать в этой сфере очень тяжело и физически, и морально. Поэтому тщательно взвесьте решение пойти в соцработники. Если вы не выдержите и решите отказаться, сделать это будет сложно - ведь ребенок уже успеет к вам привязаться. А своим отказом от него вы нанесете обделенному малышу еще большую травму.
Источники:
  • как велась работа
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500