Инструкция
1
Проблемное поведение подростка вызвано проблемами во взаимоотношениях с окружающими людьми – учителями, соседями, сверстниками. Неоднократные вызовы на комиссию по делам несовершеннолетних, прогулы в школе, употребление спиртных напитков, агрессия – все это не могут не замечать родители. Однако по разным причинам (собственные проблемы, алкоголизация, материальные трудности и т.д.) они не считают необходимым или не могут правильно отреагировать и повлиять на поведение ребенка. Здесь и возникает необходимость в семейной социальной работе.
2
Главная цель социального работника – помочь всем участникам конфликтной ситуации и разрешить ее с учетом интересов каждого участника. Каждая ситуация уникальна и зависит от множества факторов, но выделить основные этапы социальной работы тем не менее можно.
3
Работа начинается с получения запроса от социального института – школы, комиссии по делам несовершеннолетних. Обычно на этот момент использованы все доступные средства: воспитательные беседы с ребенком и родителями, различные наказания и санкции. В запросе описывается проблемное поведение подростка или родителей, конкретные требования к нему, сроки исполнения требований и возможные последствия в случае невыполнения. Семью ставят в известность о направлении социального работника, это может произойти на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, в школе, по телефону или официальным письмом.
4
Далее специалист договаривается о встрече, чаще всего на территории семьи. Его цель – наладить контакт с родителями, обсудить и понять ситуацию. Необходимо относится к мнению каждого члена семьи с уважением и в то же время четко обозначить факт противоречия. Семья может отказаться от помощи социального работника, в таком случае он проинформирует направляющий источник об отказе.
5
При прояснении ситуации работник может задавать разные вопросы, в том числе и «неудобные», но члены семьи сами решают, отвечать ли на них. Для сотрудника важно почувствовать обстановку в доме, а также контекст конфликтной ситуации. При разговоре социальный работник старается перевести жалобы родителей в конкретную форму проблемы, редко удается справиться с этим за один раз. Часто родители видят корни ситуации лишь в поведении подростка, не признавая за собой вины – в этом случае важно, чтобы они увидели и признали свои ошибки.
6
Когда проблема обозначена, задача социального работника – совместно с семьей разработать план действий для ее разрешения. Важно, чтобы в этом принимали участие все члены семьи, предлагая свой вклад. Заключается устный или письменный договор, в котором четко прописаны действия всех участников: подростка, родителей, социального работника, других членов семьи или специалистов.
7
Важный этап работы с семьей – реализация программы. При этом социальный работник должен поддерживать активность членов семьи и помогать им в выполнении их действий. Однако ответственность не должна оказаться на нем – специалист лишь подготавливает семью к разрешению конфликтной ситуации, а не разрешает ее самостоятельно. Например, если мама боится разговаривать с директором школы, соцработник может организовать эту встречу, поговорить предварительно с мамой и директором, отправить ее к психологу, даже присутствовать при встрече – но содержание разговора следует оставить на долю участников конфликта.