Совет 1: Кто и когда впервые совершил ночной воздушный таран

Воздушным тараном называют нанесение повреждений летательному аппарату противника непосредственно самим атакующим самолетом. История таранных ударов насчитывает уже без малого сто лет, за это время летчики разных стран выполнили сотни подобных атак, включая ночные.



Таран как прием воздушного боя никогда не являлся и не будет являться основным, так как столкновение с самолетом противника очень часто приводит к разрушению и падению обеих машин. Таранный удар допустим лишь в ситуации, когда у пилота не остается иного выбора. Впервые подобную атаку выполнил в 1912 году знаменитый русский пилот Петр Нестеров, сбивший австрийский самолет-разведчик. Его легкий «Моран» ударил сверху тяжелый вражеский «Альбатрос», на котором находились пилот и наблюдатель. В результате атаки оба самолета были повреждены и упали, Нестеров и австрийцы погибли. В то время на самолеты еще не устанавливали пулеметов, поэтому таран был единственным способом сбить вражеский аэроплан.

После гибели Нестерова тактика таранных ударов была тщательно проработана, пилоты стали стремиться сбить вражеский самолет, сохранив свой. Основным способом атаки стал удар лопастями воздушного винта по хвостовому оперению самолета противника. Быстро вращающийся пропеллер повреждал хвост самолета, что приводило к потере его управляемости и падению. При этом пилотам атакующих машин нередко удавалось благополучно посадить свои самолеты. После замены погнутых винтов машины снова были готовы к полетам. Применялись и другие варианты – удар крылом, килем хвоста, фюзеляжем, шасси.

Особенно сложными были ночные тараны, так как в условиях плохой видимости правильно выполнить удар очень трудно. Впервые ночной воздушный таран применил 28 октября 1937 в небе Испании советский летчик Евгений Степанов. Ночью над Барселоной на самолете «И-15» ему удалось таранным ударом уничтожить итальянский бомбардировщик «Савойя-Маркетти». Так как Советский Союз официально не принимал участия в гражданской войне в Испании, о подвиге летчика долгое время предпочитали не говорить.

В ходе Великой Отечественной войны первый ночной воздушный таран выполнил летчик-истребитель 28-го истребительного авиационного полка Петр Васильевич Еремеев: 29 июля 1941 года на самолете «МиГ-3» он таранным ударом уничтожил вражеский бомбардировщик «Юнкерс-88». Но более известным стал ночной таран летчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина: в ночь на 7 августа 1941 года на самолете «И-16» в районе подмосковного Подольска он сбил немецкий бомбардировщик «Хeйнкель-111». Битва за Москву была одним из ключевых моментов войны, поэтому подвиг летчика стал широко известен. За проявленные мужество и героизм Виктору Талалихину были вручены Орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза. Погиб он 27 октября 1941 года в воздушном бою, уничтожив два самолета противника и получив смертельное ранение осколком разорвавшегося снаряда.

В ходе боев с фашистской Германией советские пилоты выполнили более 500 таранных атак, некоторые летчики применяли этот прием несколько раз и оставались живы. Применялись таранные удары и позднее, уже на реактивных машинах.


Совет 2: Что такое "мертвая петля"

Первые попытки управлять аэропланами в экстремальных условиях чаще всего заканчивались катастрофами и гибелью пилотов. Успех пришел к российскому летчику Петру Нестерову, который первым в мире совершил фигуру, ставшую впоследствии основной в высшем пилотаже. Фигура эта получила название «мертвой петли».

«Петля Нестерова»



В 1913 году военный летчик Петр Нестеров первым на планете выполнил новую по тем временам фигуру высшего пилотажа. Произошло это 9 сентября над аэродромом вблизи Киева. Фигура, получившая впоследствии название «петли Нестерова», или «мертвой петли», представляла собой замкнутую кривую, лежавшую в вертикальной плоскости. Фактически этот полет Нестерова положил начало высшему пилотажу.

Идея выполнить подобную петлю пришла Нестерову задолго до знаменитого полета. Искренне болея за успехи российской авиации, он искал возможности усовершенствовать способы пилотирования. Он неоднократно высказывал мысли о том, что каждому пилоту по силам совершить поворот самолета с креном и даже замкнутую вертикальную кривую. Но большинство из тех, с кем Нестеров делился своими замыслами, считали его идеи сумасбродными.

Почему знаменитая петля была названа «мертвой»? Дело в том, что первые попытки выполнить такой трюк на заре авиации совершали на летательных аппаратах, которые не были в состоянии выдержать подобных нагрузок. Самолеты, как правило, при столь опасном маневре разрушались, а пилоты погибали.
Инструкции для аэропланов, летавших в те времена, строго запрещали крутые повороты, спирали и крены воздушного судна.


Первый рискованный маневр в воздухе



Нестеров пошел на сознательный риск, будучи уверенным в успехе. Набрав высоту около километра, пилот остановил двигатель аэроплана и перешел в планирование. Через некоторое время он вновь включил мотор, после чего самолет устремился вверх по вертикали, повернулся «на спину», проделал замкнутую петлю и успешно вышел из пикирования. Летчик выровнял аэроплан и совершил плавное приземление.

Дерзкий воздушный маневр Нестерова вызвал в печати неоднозначную реакцию. Кое-кто считал поступок пилота безрассудной выходкой и мальчишеством. Но большинство склонялось к тому, что выполненная Нестеровым фигура могла помочь летчикам в экстремальных ситуациях сохранить жизнь. Киевское общество воздухоплавателей наградило Петра Нестерова золотой медалью.
Опытные специалисты рассудили, что пилот с риском для собственной жизни нашел решение вопроса об управлении самолетом в условиях вертикального крена.


Вскоре после этого первого удачного опыта «петлю Нестерова» повторили и другие пилоты не только в России, но и за границей. А русский зачинатель высшего пилотажа продолжал совершенствовать свои навыки в летном деле, постепенно став непревзойденным мастером пилотирования. Во время Первой мировой войны Петр Нестеров геройски погиб, совершив первый в мировой военной практике воздушный таран.
Видео по теме

Совет 3: Лучшие фильмы про войну

В словосочетании «фильм про войну» зашифрован некий сакральный код, который срабатывает мгновенно при произнесении. Мало кто из русскоязычных людей сразу вспомнит фильмы об иных войнах: Первой мировой или войны с Наполеоном, англо-бурской или о войне янки и конфедератов. Большинству на ум первой придет Великая Отечественная Война, оставившая неизгладимый след не только в судьбах участников, но и в душах последующих поколений.
Умело соединенный вымысел с исторической правдой, противостояние добра и зла, сочувствие и сопереживание тем, кто оказался в воронке военных событий точно не по своей воле, или наоборот — именно по своей — главные двигатели сюжетов фильмов о войне. Фильмы с широкомасштабными боевыми действиями, танками и самолетами, взрывами и стрельбой безусловно зрелищны, и война в них всегда «очень настоящая», но киноистории о людях, через чьи судьбы война прошла тараном, зачастую бывают не менее выразительны и откликаются в душе больнее, а значит и след от них гораздо глубже.

Далеко от войны



Истории о судьбах простых людей, проживающих на «мирной» территории, далеко от сражений, привлекают именно тем, что они психологически ближе к соременным зрителям, не «нюхавшим порох», к тем, кто только так и может прочувствовать как это — столкнуться с врагом и бедой в повседневной, обыденной жизни: между завтраками, обедами и ужинами, работой или учебой. Столкновению войны и жизни, любви и смерти посвящены такие фильмы как «Касабланка» (Casablanca, 1942, режиссер Майкл Кёртис), «Летят журавли» (режиссер Михаил Калатозов, 1957), «Двадцать дней без войны» (режиссер Алексей Герман, 1976), «Малена» (Malena, режиссер Джузеппе Торнаторе, 2000), «Молчание моря» (Le silence de la mer, режиссер Пьер Бутрон, 2004).

Stolpersteine — Камень преткновения



В Германии, с начала 90-х прошлого века, во всех городах и городках стало принято на тротуарах у домов, откуда людей забирали и как мешки в картошкой грузили в машины и отвозили в концентрационные лагеря на убой, вмонтировать латунные, чуть выступающие на поверхность таблички с именами репрессированных евреев, цыган, немцев, et cetera. Выступают эти таблички лишь чуть, чтобы споткнуться о них, но безопасно — без последствий. Немцы считают, что легкий, царапающий подсознание, но перманентный дискомфорт необходим для памяти. Постоянной памяти о безвинно пострадавших мирных людях, о еврейском вопросе, поднимаемом каждый раз, когда срочно нужен удобный враг.

Фильмы о войне, о той ее части, где показаны лагеря смерти и ежедневный обычный ужас создаются с теми же целями. Пусть они чрезвычайно разные по накалу эмоций и натурализму, но лучшие из них, созданные за многие годы, безусловно эти — созданные великими режиссерами - «Мертвый сезон» (режиссер Савва Кулиш, 1968), «Гибель богов» (La caduta degli dei, режиссер Лукино Висконти, 1969), «Помни имя свое» (режиссер Сергей Колосов, 1974), «Жизнь прекрасна» (La vita è bella, режиссер Роберто Бениньи, 1997), «Список Шиндлера» (Schindler’s List, режиссер Стивен Спилберг, 1993), «Пианист» (The Pianist, режиссер Роман Полански, 2002), «Мальчик в полосатой пижаме» (The Boy in the Striped Pyjamas, режиссёр Марк Херман, 2008).


На войне как на войне



Смерть. Ежедневная, обыденная, страшная в этой своей обыденности, к которой несмотря ни на что невозможно привыкнуть, показана во многих замечательных фильмах, где поле битвы всегда испещрено воронками, серо-коричневой грязью и запекшейся кровью — цветом боевых действий. Фильмы, в которых ощущение войны осязаемо зримо и незабываемо это «Иваново детство» (режиссер Андрей Тарковский, 1962), «Отец солдата» (режиссер Резо Чхеидзе, 1964), «Женя, Женечка и «катюша» (режиссер Владимир Мотыль, 1967), «Проверка на дорогах» (режиссер Алексей Герман, 1971), «А зори здесь тихие» (режиссер Станислав Ростоцкий, 1972), «Они сражались за родину» (режиссер Сергей Бондарчук, 1976), «Аты-баты, шли солдаты» (режиссер Леонид Быков, 1977), «Иди и смотри» (режиссер Элем Климов, 1985), «В августе 44-го» (режиссер Михаил Пташук, 2000), «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт, 2010).

О том же, что были и другие войны — помимо Второй мировой — напомнят такие прекрасные фильмы, как «Унесенные ветром» (Gone with the Wind, режиссер Виктор Флеминг, 1939), «Война и мир» (режиссер Сергей Бондарчук, 1967), «Закон войны / Морант по прозвищу «Укротитель» («Breaker» Morant, режиссер Брюс Бирсфорд, 1980), «Долгая помолвка» (Un long dimanche de fiançailles, режиссер Жан-Пьер Жене, 2004), «Боевой конь» (War Horse, режиссер Стивен Спилберг, 2011).
Видео по теме
Лучшие советские фильмы про войну 1941-1945 годов
Связанная статья
Лучшие советские фильмы про войну 1941-1945 годов
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500