Совет 1: Почему Греция может выйти из Еврозоны

В последнее время страны, входящие в еврозону, переживают нелегкие времена – некоторые из них, такие, как Греция, Португалия, Испания и Италия переживают финансовый кризис и вынуждены обращаться за помощью к остальным странам союза. Первой этот кризис затронул Грецию, чьи проблемы начались еще в 2010 году. Кризисные явления в стране настолько глубоки, что, по мнению многих экономических аналитиков, Греция может выйти из Еврозоны уже в 2013 году.

Причиной того, что эта страна оказалась в долговой яме и выбраться из нее может только проводя жесткие реформы, непопулярные у населения, является неоднородность зоны евро. В нее изначально вошли страны, чей экономический потенциал и структура были совсем разными. Партнеры, чье экономическое развитие было заведомо более слабым, стали пользоваться теми же социальными привилегиями, как и те, на которых держалась экономическая мощь Евросоюза - Германия, Франция.

Греция, вступив в этот союз, позволила себе жить на широкую ногу, залезая в долги. Согласно обязательствам, в ее сельское хозяйство, которое ранее было основой экономики, перестали вкладываться деньги – по обязательствам Греция должна была развиваться, в основном, за счет туризма. Больших успехов в этом направлении греки не сделали, но продолжали до определенного времени пользоваться доверием кредиторов. Кризис 2010 года обнажил существующие противоречия между непомерными социальными тратами и реальным экономическим вкладом страны.

На сегодня в Греции работает новое правительство, которое начало проводить непопулярные экономические реформы. В стране введен жесткий режим экономии: средняя заработная плата с 1000 евро уменьшилась до 600, значительно ограничены бюджетные траты на социальные нужды, пенсии, пособия, образование, развитие культуры.

В результате этих мер в стране начались массовые волнения и забастовки, вплоть до столкновения с полицией. Это, в свою очередь, отнюдь не добавило популярности и интересу к Греции со стороны туристов, но еще более добавило финансовых проблем.

Перед угрозой дефолта грекам стоило бы понять, что бездумная трата денег ведет к самым разрушительным для экономики страны последствиям. Позволять себе роскошествовать в долг, отказываться от собственного производства товаров и содержать двух неработающих на одного работающего – такая жизнь уже осталась в прошлом и никакими забастовками ее не вернуть.

Эксперты крупнейших международных банков уже с 90% вероятностью прогнозируют выход Греции из зоны единой европейской валюты уже в 2013 году. И, хотя эта мера, скорее всего, подорвет доверие к евро и даже может стать сигналом к разъединению, мера эта представляется экономически целесообразной. Обещанные реформы в Греции проводятся низкими темпами, а снижение уровня долговых обязательств происходит, в основном, только за счет списания этих долгов.

Совет 2: Почему Греция продает острова

Греция оказалась той страной Евросоюза, которая в наибольшей степени пострадала от мирового финансового кризиса - дефицит ВВП этого государства в начале 2012 года почти в три раза превысил допустимые для членов союза нормы. Поэтому не удивительно, что в прессе стали появляться сообщения о распродаже принадлежащих этой стране островов.

В 2008 году правительство этого островного государства обратилось за помощью в Министерство финансов Еврозоны, и к середине 2012 года экономика страны получила уже пять траншей денежных вливаний на общую сумму в несколько сотен миллиардов евро. Однако в обмен на финансовую поддержку от Греции потребовали реформирования экономической политики, и правительство разработало меры весьма жесткой экономии расходов, а также частичной приватизации государственной собственности. О перспективах приватизации и зашла речь в интервью премьер-министра страны Антониса Самараса французской газете «Монд».

По версии журналистов, глава правительства заявил о возможности продажи частным лицам некоторых необитаемых островов. Однако через несколько дней после распространения этой информации различными агентствами появилось специальное разъяснение пресс-службы греческого правительства. В нем приводилась дословная речь премьер-министра, из которой, по мнению пресс-службы, вытекает, что речь вовсе не шла о распродаже островов. Самарас сказал, что следует предпринять усилия по превращению этой неиспользуемой территории в капитал, что и было неправильно понято французами. А на самом деле речь шла о долгосрочной аренде, лизинге или смешанном частно-государственном владении, при котором острова остаются в собственности государства.

Кроме того Самарас сказал в интервью, что среди более двух тысяч греческих островов нет частных. Однако в прессе достаточно регулярно появляются сообщения, что с началом финансового кризиса, переросшего в политический и социальный, частные владельцы начали распродавать или сдавать в долгосрочную аренду отдельные острова. В частности речь шла об островах Патроклос, Скорпиос и Оксия, от которых хозяева хотели избавиться за суммы от 5 до 100 миллионов евро.

Видео по теме

Совет 3: Почему евро может перестать быть единой валютой Европы

Евро не так давно исполнилось десять лет. За это время единая европейская валюта успела доказать свою состоятельность. Однако захлестнувший мир финансовый кризис привел к тому, что ряд стран в ближайшие годы может выйти из еврозоны.

Единая европейская валюта вводилась с большими сложностями, однако все страны, вошедшие в еврозону, понимали ее преимущество. Десять лет существования единой валюты доказали правильность принятого в конце прошлого века решения. Тем не менее, на фоне экономического кризиса последних лет зона евро дала трещину, и неизвестно, удастся ли ей устоять.

Проблемы мировой экономики копились десятилетиями, поэтому кризис 2008 года для многих экспертов не стал неожиданностью. Европейским странам удалось преодолеть первую волну кризиса, но для многих входящих в еврозону стран его последствия оказались очень тяжелыми. В частности, для Греции, фактически оказавшейся банкротом. Если бы не желание других европейских стран не допустить прецедента ухода из зоны евро, Греция уже давно бы вновь вернулась к драхме. Многомиллиардные кредиты Евросоюза не дали стране утонуть, но и не смогли вытянуть ее из болота финансового кризиса. Властям Греции кое-как удалось провести ряд непопулярных законов, предусматривающих сокращение зарплат, пенсий, высвобождение десятков тысяч рабочих мест. Но даже это не спасает страну, ряд экспертов считает, что выход Греции из еврозоны является лишь вопросом времени.

Если бы дело ограничилось только Грецией, Евросоюз, возможно, и пошел бы на эту жертву. Но в бедственном положении находится целый ряд европейских стран, поэтому избавление от Греции не решает проблемы. Ирландия, Испания, Португалия, Италия тоже столкнулись с большими экономическими сложностями, рейтинговые агентства то и дело понижают их статус. Растут процентные ставки по выпускаемым этими странами долговым ценным бумагам, что само по себе свидетельствует о тяжелейшей ситуации – никто уже не хочет давать им деньги под маленькие проценты. По расчетам агентства Moody's, Греция и Ирландия не смогут выйти из сложной ситуации минимум до 2016 года, для Испании, Португалии и Италии тяжелые времена продлятся до конца 2013 года.

На этом фоне особенно остро звучат предложения из Парижа и Берлина выделить из еврозоны шесть самых успешных стран, чтобы вместе двигаться дальше. Франция и Германия тратят на стабилизацию ситуации в зоне евро огромные средства, что не может не вызывать недовольства их налогоплательщиков. Другим вариантом может стать ужесточение контроля Брюсселя над финансами входящих в зону евро стран, но этому противятся уже сами страны еврозоны. В итоге возникла ситуация, из которой невозможно выйти без тех или иных потерь. Остается решить, чем или кем можно пожертвовать, чтобы сохранить хотя бы видимую стабильность зоны единой европейской валюты.

Стоит отметить, что не так давно был проведен конкурс на лучший проект по наиболее безболезненному варианту распада еврозоны – уже само появление таких конкурсов говорит о том, что зона евро тяжело больна. И нет ничего удивительного в том, что многие страны еврозоны начинают потихоньку, без лишнего шума, готовиться к возможному неблагоприятному развитию событий, просчитывая наиболее оптимальные варианты возвращения к национальным валютам.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500