Совет 1: Что нашли на дне Атлантики

Много предметов, больших и малых, поглощены океанами. На их дне можно найти обломки яхт, грузовые и пассажирские пароходы, военные корабли, самолеты, вертолеты, золотые слитки и даже шампанское, разлитое в бутылки лет 200 назад.

Но не только рукотворные вещи тонут в океанах. В них исчезают поля, горы, реки и даже целые материки, каким была, к примеру, Атлантида. До недавнего времени ее существование относилось скорее к области мифологии, но в 2011 году фирма, которая по заказу нефтяников с помощью эхолотов проводила обследования участка дна Атлантического океана, сделала сенсационное открытие. Западнее Шетландских островов несколько десятков миллионов лет назад была суша.

Древний ландшафт был обнаружен на глубине двух километров под морским дном. Ученым удалось составить карту доисторической суши. Территория на площади 10 тыс. кв. км. включила в себя русла восьми больших рек. С помощью бурения удалось взять образцы породы, в которой были обнаружены уголь и остатки пыльцы. После чего стало ясно, что на покрытой двухкилометровой толщей дна земле когда-то была жизнь. Ученые предположили, что еще до появления человека земля в этом месте составляла единое целое с территориями нынешней Великобритании и продолжалась вплоть до Норвегии.

Кстати, под этим слоем вновь оказались признаки только морской жизни. Это означает, что данный участок когда-то из морского дна стал сушей, а затем вновь опустился под воду. Происходило это по геологическим меркам за небольшой срок – в течение примерно двух с половиной миллионов лет.

Для ответа на вопрос, почему такие вещи происходили в северной Атлантике, была выдвинута теория Исландского плюмажа. Дело в том, что химический состав камней, поднятых со дна вокруг Исландии, говорит о выбросах в этих местах из земных глубин магмы. Ученые предположили, что за счет очень высоких температур и давления магмы снизу часть морского дна поднимается над водой. Затем, когда этот процесс завершается, она вновь погружается в пучину. Конечно, найденный в северной Атлантике ландшафт был сушей еще до появления на земле человека и вряд ли является той самой Атлантидой. Но, возможно, найден ответ на вопрос, по какой причине та затонула.

Совет 2: Последний приют: кладбища кораблей

Кладбище кораблей – это то место, где корабли находят свой последний приют. Раньше деревянные корабли просто утапливали в море. Сегодня ситуация изменилась: металлические корабли необходимо подвергать утилизации. В развитых странах корабли утилизируют на специальных заводах, в странах с низким уровнем жизни их просто выбрасывают на берег, где они и ржавеют.

Кладбища, созданные самой природой

За всю историю человечества море поглотило множество кораблей. Эти корабли лежат на дне морей и океанов, законсервированные в соленой воде для будущих поколений археологов. В особо опасных местах суда лежат буквально пластами: над античными триремами можно найти ладьи викингов, над средневековыми кораблями – фрегаты, над фрегатами – стальные корпуса современных военных и торговых судов.

Одно из знаковых мест Атлантики – мели Гудвина, расположенные у юго-восточного побережья Британии. Эти подводные песчаные банки описаны во многих литературных произведениях. Счет человеческих жертв, принесенных морю мелями Гудвина, исчисляется десятками тысяч. Корабли не могли обойти мели из-за того, что пески постоянно перемещались, а также из-за тумана и сильных течений.

Кладбище кораблей в Читтагонге

Один из самых крупных мировых центров по слому кораблей находится в Бангладеше, в городе Читтагонг. Штат сотрудников этого центра доходит до 200 000 человек. Впрочем, точного числа не знает никто: сотрудники приходят и уходят, когда им вздумается, получив оплату за выполненную работу. Необходимость построения такого кладбища в одной из развивающихся стран возникла после Второй мировой войны, когда в мире скопилось большое количество нуждающихся в утилизации кораблей. В Европе рабочие руки стоят дорого, поэтому кладбище было решено построить в Бангладеше.

История центра по слому кораблей в Читтагонге началась в 60-х годах прошлого века. Тогда неподалеку от побережья на мель попал греческий корабль MD-Alpine. Попытки снять судно с мели оказались неудачны, и корабль оставили ржаветь под открытым небом. Впрочем, местные жители не дали ему окончательно заржаветь и быстро разобрали судно на части, а металлолом продали.

Оказалось, что разбирать корабли можно с выгодой для себя. Дело в том, что цена на металлолом в Бангладеше была всегда достаточно высока, поэтому все работы окупались. Неквалифицированный труд стоил недорого, а металл дорого – вот и выгода. О достойной оплате труда никто не думал, о мерах безопасности тоже: еженедельно на предприятии погибал минимум один человек.

Правительство вмешалось в ситуацию и ввело стандарты безопасности для рабочих. В результате действий правительства труд стал стоить дороже, себестоимость утилизации кораблей возросла, и бизнес пошел на спад. Однако кладбище в Читтагонге работает и по сей день, на нем утилизируется около половины списанных во всем мире кораблей.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500