Совет 1: Что такое мацони

В кулинарных традициях разных народов встречается множество способов переработки молока, в частности, сквашивание. В русской кухне с помощью этого метода получают простоквашу, в болгарской – йогурт, а в грузинской - мацони.
Подберите свой рецепт
+
-

Мацони – это традиционный кисломолочный напиток грузинской кухни, история которого насчитывает много веков. По преданиям, он обладает массой целебных свойств и является одним из источников кавказского долголетия. По вкусу мацони похож на кислый йогурт с острой ноткой, возбуждающей аппетит. В Армении этот продукт имеет схожее название – мацун - и аналогичный способ приготовления.

Настоящий мацони делают из молока грузинских и абхазских коров, которые пасутся в предгорьях Кавказа. Они очень подвижны и почти круглый год едят свежую траву, что благотворно влияет на состав, жирность и качество молока. Правильная закваска содержит комбинацию болгарской палочки и молочнокислых стрептококков.

Мацони готовят путем сквашивания коровьего, козьего, овечьего, буйволиного или верблюжьего молока в специальных условиях: достаточно высокая температура и посуда, сохраняющая тепло. Молоко нагревают до 90оС, затем остужают до 45-55оС и добавляют закваску. Полученную смесь помещают в термос либо другой сосуд, который укутывают в теплые одеяла, шубы и т.д. и оставляют в теплом месте без движения на 4-6 часов, а затем охлаждают. Часть готового мацони можно отложить в качестве закваски для следующей партии.

Мацони с успехом используется во многих блюдах кавказской кухни. Если взбить его с холодной водой, можно получить освежающий и хорошо утоляющий жажду напиток тан или заливку для окрошки. Мацони добавляют в супы, мясные и овощные блюда, тесто для хачапури, делают различные соусы и пасты для бутербродов, а также заменяют им сметану.

В сравнении с молоком мацони усваивается гораздо лучше и реже вызывает аллергию. А молочнокислые бактерии, образующие его микрофлору, не только вырабатывают витамины и полезные вещества, но и уничтожают вредные микроорганизмы и подавляют гнилостные процессы в кишечнике. Это благоприятно сказывается как на работе желудочно-кишечного тракта, так и на общем состоянии здоровья.

Совет 2: Мацони: полезный кисломолочный напиток родом с Кавказа

Мацони – национальный кисломолочный напиток жителей Кавказа. По консистенции он напоминает густую сметану, а по вкусу он в несколько раз кислее кефира. Мацони очень полезен для детей и взрослых, в жару он хорошо утоляет жажду.
Мацони готовят на основе коровьего, овечьего или козьего молока путем сквашивания в особых температурных условиях. В его состав входят: белок, витамины D, А, В2, РР, фосфор, магний, кальций, полезные бактерии. Мацони хорошо усваивается организмом, выводит токсичные вещества, соли тяжелых металлов, снижает уровень холестерина. Полезные бактерии борются с патогенной микрофлорой в кишечнике, препятствуя развитию дисбактериоза. Мацони полезен для нервной системы. Чтобы быстро заснуть, достаточно выпить перед сном стакан напитка. Мацони активизирует функции кишечника, печени и почек, помогает утолить голод. Его рекомендуют употреблять людям, борющимся с лишним весом. Калорийность 100 г составляет всего 65 кКал, энергетическая ценность: белки - 2,8 г, жиры - 3,2, углеводы - 3,6 г.
Мацони употребляют с осторожностью при заболеваниях желудка и кишечника, желчнокаменной болезни.

Для приготовления мацони в домашних условиях понадобится:
- цельное молоко - 1 л.;
- закваска мацони - 2 ст.л.
Закваска мацони состоит из болгарской палочки (молочнокислой бактерии) и молочнокислых стрептококков. Ее можно заменить кислой сметаной, йогуртом или кефиром. Налейте в небольшую кастрюльку молоко, нагрейте его до 90-95оС, но не кипятите. Затем снимите кастрюльку с плиты и остудите молоко до 45-50оС. Рекомендуется проверять температуру специальным градусником. Добавьте закваску мацони, аккуратно перемешайте до однородной консистенции и перелейте в стерилизованную стеклянную банку. Накройте ее чистой стерильной марлей, сложенной в 2-3 слоя, и оставьте в темном теплом месте на 4 часа. Если время приготовления уменьшить, мацони получится жидким, а если увеличить - напиток будет очень кислым. Перемешивать его нельзя. Через 4 часа накройте банку чистой пластмассовой крышкой и поставьте в холодильник на 8 часов. Мацони подают охлажденным. Храните готовый напиток в холодильнике не дольше 5-7 дней.
Для закваски новой порции молока допускается использовать ранее приготовленный мацони.

Мацони также используют для маринования мяса, в качестве основы для соусов, супов, добавляют в тесто, заправляют салаты. Попробуйте приготовить оригинальный суп по-кавказски.
Продукты:
- мацони - 1 л;
- молоко - 1 л;
- лук - 6 шт.;
- яичный желток - 3 шт.;
- сливочное масло, морская соль - по вкусу;
- укроп, листья эстрагона, кинза - по вкусу.
Нарежьте мелко лук. Обжарьте его в сковородке на сливочном масле. Налейте в кастрюлю молоко и мацони, добавьте обжаренный лук, соль. Поставьте кастрюльку на небольшой огонь и доведите до кипения, постоянно помешивая. После закипания варите смесь 5-7 минут, затем снимите ее с огня. Влейте яичные желтки, добавьте измельченную зелень и размешайте.

Приготовьте освежающий десерт из кисломолочного напитка.
Продукты:
- охлажденный мацони - 200 мл;
- ядра грецких орехов - 2 ч.л.;
- мед - 1 ч.л.
Измельчите ядра грецких орехов. Налейте охлажденный мацони в чашку, добавьте мед и ядра грецких орехов, размешайте. Напиток готов.

Совет 3: Чем полезна ряженка

Ряженка является традиционным славянским кисломолочным напитком, который употреблялся еще в семнадцатом веке. Этот доступный и полезный продукт знаком людям с детства, ведь ряженка – богатейший источник пребиотиков, кальция и белка, необходимых для развития детского организма. Чем же еще так полезна ряженка?

Польза ряженки

Польза ряженки заключается в ее составе, содержащем огромное количество веществ, необходимых человеческому организму, однако ее основное преимущество – в легком усвоении желудком. Ряженка способна предотвратить остеопороз, благодаря кальцию и фосфору, которыми она буквально насыщена. При ежедневном употреблении ряженки существенно улучшится деятельность желудочно-кишечного тракта, а также функционирование почек.

Приятный вкус этого кисломолочного продукта понравится даже детям, однако людям, желающим похудеть, следует помнить о ее высокой калорийности.

Помимо этого, ряженка прекрасно утоляет голод и жажду. Если после переедания на желудке лежит чувство тяжести, один стакан ряженки способен полностью избавить от дискомфорта, восстановить хорошее самочувствие и убрать чувство переполненности в животе. Данная кисломолочная продукция рекомендуется при заболеваниях желчевыводящих путей и внутренних органов, атеросклерозе, дисбактериозе и гипертонической болезни. Некоторые диетологи утверждают, что ежедневное употребление ряженки будет поддерживать хорошее здоровье человека на протяжении всей его жизни.

Ценность ряженки

Ценные свойства ряженки широко востребованы в других странах, славящихся такими своими аналогичными продуктами, как грузинский мацони, татарский кумыс и египетский лебен. В Норвегии ряженку называют погребным молоком, а российские производители при изготовлении ряженки применяют особую закваску под названием «болгарская палочка».

Эта закваска является разработкой жителей Болгарии, которые с детства употребляют в пищу кисломолочные продукты, значительно продлевающие срок их жизни.

Также ряженку часто используют в качестве косметического средства для кожи. Так, если перед приемом ванны в воду добавить литр ряженки и полежать в ней четверть часа, кожа станет более мягкой и шелковистой. Для окончательного закрепления результата ванну с ряженкой следует делать регулярно на протяжении месяца (как минимум).

Чтобы польза ряженки оказалась максимальной, нужно приобретать качественный кисломолочный продукт. При покупке важно обращать внимание на дату его изготовления и срок годности. Наличие полезных бактерий-пробиотиков в составе ряженки делает ее очень питательной и ценной, поскольку в продукте не содержатся искусственные красители и стабилизаторы вкуса. В хорошей ряженке не должны плавать сгустки, ее цвет должен быть кремовым (как у топленого молока), а запах – непременно нежным и слегка отдающим кислым молоком.

Совет 4: Как приготовить окрошку на тане

Тан – кисломолочный напиток, который готовят на основе мацони и минеральной воды. Он отличается массой полезных свойств, содержит много необходимых организму веществ и в то же время отлично утоляет жажду. А еще тан можно использовать как основу для приготовления окрошки.
Вам понадобится
  • - 1 литр тана;
  • - 700 мл воды;
  • - 3 ст. ложки сметаны;
  • - 2 картошки;
  • - 4 яйца;
  • - 5 шт. редиса;
  • - 2 свежих огурца;
  • - 250 г варенки или отваренного мяса;
  • - укроп и зеленый лук;
  • - соль и лимонная кислота по вкусу.
Инструкция
1
Картофель отварите до готовности, а яйца – вкрутую. Порежьте все ингредиенты маленькими кубиками и сложите в кастрюлю, добавьте измельченную зелень и немного посолите. Смешайте все со сметаной.
2
Влейте в кастрюлю заранее охлажденный тан и разбавьте необходимым количеством прохладной кипяченой воды. Добавьте соль и лимонную кислоту по вкусу.
3
Все тщательно перемешайте и уберите в холодильник на 30-60 минут, чтобы окрошка хорошо охладилась и настоялась. Затем подайте к столу с черным хлебом.
Видео по теме
Обратите внимание
Соотношение тана и воды в окрошке зависит исключительно от ваших вкусовых предпочтений.
Совет полезен?
Тан можно легко заменить айраном.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500