Археологическую кампанию по поиску останков «Моны Лизы» возглавил биограф художника Джузеппе Палланти. В 2007 году он опубликовал книгу, в которой утверждал, что женщина-модель «Моны Лизы» захоронена именно во Флоренции. Недавно выяснилось, что после смерти своего мужа она прошла постриг и ушла в монастырь Святой Урсулы, где прожила до конца своих дней. Лизе Герардини скончалась в 1542 году и была захоронена близ монастыря. Именно там и решено было искать ее останки.

К раскопкам на территории заброшенного монастыря археологи во главе с Палланти приступили в 2011 году. Тогда им пришлось преодолеть довольно толстый слой бетона, уложенного недавно, после того как было принято решение возвести на месте бывшего монастыря казармы. Нелегкий труд археологов окупился сторицей. Преодолев бетонный слой, на глубине полутора метров, ученые наткнулись на склеп, в котором были найдены человеческий череп, а также фрагменты позвоночника и ребер. Эксперты провели радиоуглеродный анализ и установили, что эти останки относятся к 18 столетию. Следовательно, они не могут принадлежать модели великого художника. Вскоре раскопки были прекращены по причине нехватки денег.

Они возобновились в июне 2012 года. Уже в июле команде Джузеппе Палланти при вскрытии очередного захоронения в монастыре Святой Урсулы удалось обнаружить неплохо сохранившийся скелет, который, вполне вероятно, принадлежит именно Лизе дель Джокондо. Чтобы безоговорочно утверждать это, необходимо дождаться вердикта специалистов, которые должны тщательно изучить скелет и проверить его возраст.

Все необходимые исследования будет проводить Болонский университет. В частности, ученые планируют сделать генетический анализ: они намерены сравнить ДНК найденного скелета с ДНК останков двух детей Лизы дель Джокондо. Где они захоронены, известно абсолютно точно. Дети «Моны Лизы» покоятся в базилике Сантиссима-Аннунциата. В 2011 году их останки уже были эксгумированы для взятия ДНК.

Раскопки в монастыре Святой Урсулы должны завершиться в сентябре. На экспертизы уйдет примерно четыре месяца. Окончательные результаты будут известны лишь к началу 2013 году. Ученые также планируют провести по черепу физиогномическую реконструкцию лица «Моны Лизы» и проверить портретное сходство. Возможно, в процессе моделирования удастся раскрыть загадку улыбки Джоконды.