К 20 июля жители болгарских деревень стараются закончить сбор пшеницы и связывание виноградных лоз. Им хорошо известно, что позднее необходимо будет собрать виноград, кукурузу, ячмень и т.п., но Ильин день оказывается временем отдыха после окончания одной тяжелой работы и перед началом другой. Именно поэтому 20 июля крестьяне стараются как следует отдохнуть и повеселиться, чтя Святого пророка.

Хотя Ильин день отмечают и в некоторых городах, особенно любят его праздновать деревенские жители. В этот день принято забивать вола или барана, а затем готовить мясо на вертеле. В некоторых семьях также убивают самого старого петуха из курятника. Затем готовится особый суп, основным ингредиентом которого являются потроха. Эти блюда становятся частью ритуального обеда, притом готовят их не только в домах, но и непосредственно возле церкви в те часы, когда в ней идет особое праздничное богослужение.


Также деревенские жители готовят еду целыми семьями, собираясь на просторной поляне возле деревни. Праздничные блюда освящаются служителем церкви, после чего крестьяне начинают торжественный ритуальный обед. В Ильин день принято помогать всем нуждающимся, поэтому селяне готовят еду не только для себя, но также для своих бедных соседей или для нищих, просящих подаяния. В этот праздник веселятся все, включая бедняков, и каждый может наесться досыта. Нередко в Ильин день собираются родственники, включая и самых дальних, и устраивают особые семейные празднования.

Илья пророк стал в некоторой степени заменой Перуна, языческого бога-громовержца, от поклонения которому славянам пришлось отказаться после принятия христианства. Именно поэтому ему приписывают некоторые черты Перуна, среди которых способность повелевать небесными стихиями. Это отразилось и на традициях: если лето выдалось жарким и засушливым, в Ильин день болгары устраивают особый обряд, умоляя пророка послать дождь, который помог бы вырастить хороший урожай.