Совет 1: Как не попасть под лавину на Монблане

Монблан – высочайшая гора в Альпах и известный на весь мир центр альпинизма. К сожалению, сход лавин в этих местах не редкость, но вы можете значительно обезопасить себя, следуя нескольким простым советам.

Отправляясь на Монблан, всегда берите с собой биппер – прибор, предназначенный для поиска людей, попавших под лавину. Это оборудование значительно упрощает работу спасателям, а в некоторых случаях становится единственной возможностью найти человека. Биппер работает на частоте 457 kHz, благодаря чему сигнал проходит даже через плотный слой снега. Такой прибор можно купить или взять в прокат. Конечно, он не защитит вас от лавины, но это важная мера предосторожности.

Чтобы снизить вероятность попадания под лавину на Монблане, тщательно выбирайте время путешествия. Чаще всего лавины сходят после обильного снегопада, когда новый снег падает на уже смерзшийся старый. Особенно велик риск, когда снегопад происходит при низкой температуре. Не рекомендуется отправлять в горы во время сильного ветра. Увеличивают риск схода лавины и резкие погодные изменения.

Вероятность схода лавины варьируется также в зависимости от месяца. Самыми безопасными на Монблане считаются декабрь и январь, самыми опасными – февраль и март. В феврале и в марте многократно выпадавший снег периодически подтаивает и образует так называемые «снежные доски», которые затем вновь покрываются снегом. Толстый слой снега перекристиллизируется в большие ледяные иглы, на которых скапливается новая снежная масса. Все это в любой момент может отломиться и скатиться вниз, сметая все на своем пути.

Прежде чем отправиться на Монблан, не лишним будет узнать и глубину снежного покрова. Самая низкая I степень лавиноопасности устанавливается при глубине снега до 30 см, II степень – от 30 до 50 см, III – от 50 до 70 см, IV – от 70 до 100 см. Наивысшая степень лавиноопасности, когда выходить в горы не рекомендуется – толщина снежного покрова от 120 см.

Самый простой способ обезопасить себя от попадания под лавину на Монблане – не выходить в горы сразу после сильного повторного снегопада, стараться избегать небольших оврагов, долин с крутыми склонами и лощин. Отправляться в путешествие на Монблан безопасней организованной группой в сопровождении опытного альпиниста. Старайтесь не отклоняться от проложенного маршрута. Как правило, подобные маршруты регулярно проверяются спасателями на безопасность, благодаря чему, вероятность попасть под лавину сведена к минимуму.

Совет 2: Как уберечься от лавины

В последнее время, с ростом популярности таких видов спорта, как горные лыжи и сноуборд, снежные лавины в горах стали представлять угрозу не только для альпинистов, но и для других спортсменов, увлекающихся этими экстремальными видами спорта. Знание правил безопасности во время схода лавины может сохранить вам жизнь и помочь избежать опасности.
Вам следует знать, что бравировать и пренебрегать опасностью в горах нельзя, такое отношение граничит с глупостью. Потеря осторожности здесь может стоить жизни не только вам, но и тем, кто будет находиться вместе с вами на склоне. Отправляясь в горы, узнайте прогноз МЧС: нет ли опасности схода снежных лавин или штормового предупреждения. Снежная поверхность, готовая вот-вот сорваться, намокнув и потяжелев под действием солнечных лучей, имеет характерные признаки, на которые следует обратить внимание.

Так, лавина может сойти в любую минуту, если вы передвигаетесь на лыжах, а под ними формируются трещины или «плывет» снег, ноги проваливаются, под ними ощущается пустота. В этот момент может быть слышен глухой гул, снежный наст оседает с характерным «ухающим» звуком, может издавать шипение под ногами, означающее, что снег уплотняется и начинает оседать. Обратите внимание, когда по солнечному склону начинают катиться комочки снега размером с теннисный мяч – снег начал намокать и сжиматься, набирая критическую массу. Признаком опасности служат и следы недавнего схода лавин, отсутствие растительности на склоне и ее присутствие только в нижней его части. Наличие хотя бы одного из этих признаков – повод для того, чтобы отложить катание или продолжить его в более безопасном месте.

При пересечении лавиноопасного склона соблюдайте следующие правила:
- опасное место переходите утром или вечером, когда снег еще подмерзший, держитесь верхней части склона, где имеются выходы скальных пород;
- снимите лыжи или сноуборд, двигайтесь быстрым, широким шагом, след в след, по одному, чтобы как можно меньше нарушить целостность снежного покрова;
- не надо ни кричать, ни петь, чтобы не спровоцировать звуковую волну, которая может вызвать сход лавины, да и разговаривать не надо, чтобы не отвлекаться;
- одежда и шлемы должны быть надеты и застегнуты;
- медицинская аптечка должна быть у того участника группы, который замыкает переход.

Собираясь в горы, также позаботьтесь о том, чтобы максимально повысить степень безопасности в случае, когда под лавину вы все-таки попадете. Проверьте, чтобы у всех членов вашей группы были радио-маячки и чтобы их датчики были совместимы друг с другом. У каждого участника группы должен быть лавинный шнур ярко-красного, хорошо заметного на снегу цвета. Один конец шнура оборачивается вокруг корпуса и завязывается на прочный узел. В случае попадания под лавину второй, свободный конец шнура, как правило, выносит на поверхность.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500