Совет 1: Чем закончилось заседание по делу Pussy Riot

20 и 23 июля 2012 года в Хамовническом суде Москвы прошли два заседания предварительного слушания дела по обвинению в хулиганстве трех членов группы Pussy Riot. На них был рассмотрен десяток различных ходатайств, внесенных как адвокатами, так и обвинителями.

На первом заседании наиболее интересовавшим всех вопросом было продление заканчивавшегося срока содержания обвиняемых в СИЗО - на этом настаивало обвинение. Прокурорская служба мотивировала продление срока заключения тем, что обвиняемые могут скрыться. Не все они имеют регистрацию, постоянную работу в Москве, а зарегистрированные не проживают по месту регистрации. Защитники же просили освободить девушек под поручительство различных известных личностей, которых в списке адвокатов значилось 53 персоны, но в суде присутствовало лишь семеро. Этот вопрос суд решил в пользу обвинителей - срок задержания продлен на полгода, до 12 января 2013 года.

Главным итогом второго заседания было оглашение даты начала рассмотрения дела по существу - суд назначил его на 30 июля. Кроме всего этого было отклонено ходатайство адвокатов о вызове в суд порядка тридцати дополнительных свидетелей и экспертов, включая президента России и предстоятеля Русской православной церкви. Обстановка, в которой прошли оба заседания, оказалась достаточно спокойной - собравшиеся у суда сторонники и противники Pussy Riot не проявляли агрессивности. Возможно, именно поэтому интерес журналистов ко второму заседанию резко упал.

Pussy Riot - «Бунт влагалищ» - созданная летом 2011 года женская панк-рок-группа, не имеющая постоянного состава участниц. Известность группа получила не своими песнями, а местами проведения публичных акций - московский метрополитен, Красная площадь, СИЗО и др. Участницы считают необходимыми нелегальность и провокационный характер своих выступлений, поэтому в факте задержания нет ничего неожиданного. Арест состоялся после акции в алтаре храма Христа Спасителя, которую участницы назвали «панк-молебном». В уголовном деле, возбужденном 26 февраля 2012 года это действие было квалифицировано как хулиганство. 3 марта были задержаны Надежда Толоконникова и Мария Алехина, которые заявили, что к Pussy Riot и акции в храме Христа Спасителя отношения не имеют. 16 марта к числу задержанных добавилась Екатерина Самуцевич. Уголовное дело в отношении остальных участниц акции выделено в отдельное производство, а их имена либо неизвестны следствию, либо просто не оглашаются. За хулиганство члены группы могут быть осуждены на срок до 7 лет. Однако в тексте «панк-молебна» было негативное упоминание Путина, поэтому публичный резонанс простое хулиганство получило как бунт против системы и приобрело политическую окраску.

Совет 2: Как проходит суд над Pussy Riot

Группе Pussy Riot, участницам громкого судебного процесса, расколовшего российское общество, 17 августа 2012 года был зачитан приговор. Адвокатам осужденных девушек дается возможность обжаловать приговор в течение 10 дней после его оглашения. Кроме того, Мосгорсуд, в который будет подана кассация, может рассматривать ее в еще течение месяца. Все это время девушки будут находиться в СИЗО.

Участницам группы Pussy Riot Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич инкриминировалось хулиганство и оскорбление чувств верующих. Причиной этого стал «панк-молебен» проведенный девушками 3 марта 2012 года на солее храма Христа Спасителя. Изначально шумную компанию девиц в разноцветных коротеньких платьицах в колпаках-балаклавах на головах, распевавших: «Богородица, Путина прогони!», служащие храма просто вытолкали на улицу. Казалось бы, на этом дело и закончится, но через некоторое время по заявлениям свидетелей-потерпевших было назначено судебное разбирательство, девушек разыскали и заключили под стражу.

С самого начала к подозреваемым фигуранткам дела применялись неадекватно строгие меры содержания под стражей. Поскольку, согласно Конституции страны, церковь в России отделена от государства, было не очень понятно, почему хулиганские действия были переквалифицированы в уголовное преступление. Даже те граждане, верующие и атеисты, у которых изначально действия группы вызвали неприязнь и неприятие, впоследствии были озабочены тем, что суд над ними выливается в настоящее судилище, где закону нет места.

Трудно найти рациональное объяснение продолжающемуся разбирательству. Поводов для возмущения добавила и видеотрансляция проходившего по делу Pussy Riot суда. Все заинтересованные зрители смогли убедиться в том, что квалификация судей и прокуроров имеет самый низкий уровень. Только одна из трех проведенных экспертиз признала со ссылками на древние религиозные уложения, что в «панк-молебне» обнаруживаются признаки религиозной вражды. Часть профессиональных психологов, в свою очередь, посчитали, что подобная экспертиза дискредитирует их профессию, но мнение это услышано судом не было.

Низкое качество судебного следствия, не принявшего во внимание большинство доказательств и доводов защиты, сделало ожидаемым и сам приговор – два года колонии общего режима каждой участнице группы. Адвокаты назвали обвинительный приговор не юридическим документом, а художественным произведением, далеким от буквы закона. Поэтому общественность продолжает волноваться и ждать, чем же закончится в итоге обжалование - подана кассационная жалоба.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500