Совет 1: Что такое штраф за клевету

Клевета – это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека. Последние несколько лет, ввиду тенденции к смягчению наказаний за правонарушения, не относящихся к разряду особо тяжких, клевета перестала считаться уголовно наказуемым деянием.

Ранее за клевету могла наступить лишь административная ответственность в виде штрафа, причем его размеры были очень незначительными. Этим часто пользовались недобросовестные журналисты, блогеры, всевозможные сплетники, которые то ли из корыстных побуждений, то ли в угоду богатому воображению распространяли про людей самые нелепые и оскорбительные слухи, обвинения, не утруждая себя проверкой информации и доказательствами.

Теперь же Государственная Дума РФ приняла закон о возвращении статьи о клевете в Уголовный кодекс. Первоначально в качестве меры наказания, наряду со штрафами и общественными работами, было предусмотрено даже лишение свободы на срок до 3-х лет. Но в итоге от этой меры решили отказаться. Теперь максимально возможное наказание за клевету – штраф в размере до 5-и миллионов рублей. Разумеется, этот верхний предел будет использоваться только в наиболее тяжких случаях.

Согласно принятому закону, распространение заведомо ложных слухов, пятнающих честь, достоинство и деловую репутацию человека, будет караться штрафом в размере до 500 тысяч рублей. Если же такая клевета была высказана в присутствии посторонних (то есть при публичном выступлении) или с помощью органа СМИ, то размер штрафа может быть увеличен до 1 миллиона рублей. Ну, а в том случае, если клеветник использовал свое служебное положение, штраф может возрасти и до 2 миллионов рублей.

Некоторые разновидности клеветы оцениваются еще строже. Например, про человека умышленно распространили заведомо ложную информацию, что он будто бы страдает опасным инфекционным заболеванием. Или его заведомо ложно обвинили в сексуальном преступлении. Естественно, у него из-за этого будет множество проблем и на работе, и в личной жизни. Легко представить, какой это моральный ущерб и угроза здоровью. Поэтому и штраф за такую клевету предусмотрен очень большой – до 3 миллионов рублей. Ну, а если клеветник безосновательно обвинял человека в совершении преступления, относящегося к категории особо тяжких, размер штрафа вырастет до 5 миллионов рублей.

Закон предусматривает также меры наказания за клевету в отношении судьи, присяжного заседателя, следователя или судебного пристава при рассмотрении дела в суде, либо ведении предварительного следствия, либо исполнения судебного акта. В зависимости от тяжести клеветы размер штрафа составит от 1 миллиона до 2 миллионов рублей.

Совет 2: Как могут штрафовать за клевету

По инициативе вновь избранного президента Владимира Путина, Совет Федерации принял решение вновь ввести закон, карающий за клевету. Новый закон о клевете не предусматривает тюремного заключения, но позволяет накладывать на юридических и физических лиц огромные денежные штрафы и при необходимости привлекать виновных к исправительным трудовым работам.

За распространение ложных сведений, в которых человека обвиняют в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, будут налагать штраф в размере до 5 миллионов рублей. Это в десять раз выше применяемых ранее санкций.

Заведомо ложные сведения, которые задевают честь и достоинство гражданина или подрывают его репутацию, будут наказываться штрафом в размере 500 тысяч рублей. За публичную клевету, содержащуюся в выступлении, средствах массовой информации или продаваемом произведении, штраф будет значительно выше и составит 1 миллион рублей. Если же при клевете использовалось служебное положение, штраф составит 2 миллиона рублей.

Максимальная сумма штрафа будет налагаться за ложные сведения, в которых содержится информация о наличии заболеваний, опасных для окружающих и за обвинение в преступлении сексуального характера. В этом случае размер штрафа составит от 3 до 5 миллионов рублей.

Клевета в адрес судьи, прокурора, присяжного заседателя, следователя, дознавателя, судебных приставов, будет караться штрафом до 2 миллионов рублей. Во время предварительного следствия ложные сведения, прозвучавшие в адрес указанных лиц, наказываются штрафом в размере 1 миллион рублей. Если же совершены те же деяния и должностные лица обвинены в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, размер штрафа будет равен 5 миллионам рублей.

При отсутствии возможности заплатить штраф или при неимении дохода или имущества, за счет которого можно выплатить штраф, обвиняемого можно привлечь к исправительным трудовым работам на срок до 480 часов.

Основная цель вновь принятого закона – сделать клевету уголовным преступлением, а не административным нарушением. Во время обсуждения закона разгорелись многочисленные споры. Противники считали, что без реформирования судебной системы закон будет использован в интересах должностных лиц и может быть поводом для репрессий.

Владимир Познер на своем сайте написал, что в условиях нынешней России новая статья может быть использована против политической оппозиции. Например, если господин Навальный напрямую заявит, что «Единая Россия» - партия жуликов и воров, его могут привлечь к ответственности, так как доказать в ближайшем будущем он это не сможет.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500