Совет 1: Какие санкции готовит СБ ООН в отношении Сирии

Антиправительственные протесты в Сирии начались еще в 2011 году и продолжаются до сих пор. Несмотря на объявленное перемирие в апреле 2012, столкновения властей с вооруженной оппозицией продолжаются, число жертв уже превысило 12000 человек. Такая ситуация не может не беспокоить Организацию Объединенных Наций и Европейский Союз, которые готовят новый проект резолюции по Сирии.

Несмотря на объявленное перемирие, за соблюдением которого следят наблюдатели ООН, обе стороны конфликта постоянно сообщают о новых вооруженных конфликтах и жертвах. Новый проект резолюции призван прекратить кровавую гражданскую войну в Сирии и найти мирное решение проблемы.

Документ подготовили Великобритания, США, Франция и ФРГ, в случае невыполнения он предусматривает для правительства Сирии и сирийских оппозиционеров определенные санкции. Новые санкции должны быть одобрены главами МИД 27 стран Евросоюза на встрече в Брюсселе.

Санкции предусматривают расширение списка юридических и физических лиц Сирии, чьи активы в Европе заморожены, а въезд в страны Европейского Союза запрещен. В 16-м пакете санкций, одобренном 25 июня 2012 года, в этом списке было 129 граждан Сирии и 49 сирийских компаний.

В отношении Сирии также ужесточатся экономические санкции. В дополнение к уже действующему оружейному эмбарго предлагается запретить страхование поставок вооружений компаниям стран Европейского Союза.

Некоторые разногласия вызывает предложение Великобритании, Франции, ФРГ и США воспользоваться статьей 7 Устава ООН, чтобы обеспечить соблюдение Сирией всех пунктов резолюции. Эта статья позволяет странам ООН провести санкционированное военное вмешательство в Сирии. Представитель Великобритании Марк Грант и посол США Сьюзан Райс настаивают на необходимости такого давления на правительство Сирии, чтобы ясно указать на обязательное исполнение всех условий.

Против обращения к 7 статье Устава выступают Россия и Китай, представители этих стран сразу заявили, что заблокируют такую резолюцию. Официального объяснения такому решению не было.

В настоящее время члены Совета Безопасности ООН разрабатывают план создания в Сирии временного правительства, в дальнейшем этот план должен привести к проведению национального диалога, участию народа в реформах, честным и справедливым выборам.

Совет 2: Почему Россия заблокировала миссию ООН по Сирии

Россия совместно с Китаем поставили под большой вопрос будущее миссии ООН в Сирии, наложив вето на третью подряд резолюцию Совета Безопасности. В противовес заблокированным наша страна предложила свою резолюцию, позволяющую продолжать работу миссии на других условиях, но Вашингтон отказался ее поддержать.

Западные страны и Россию разделяют во мнениях ряд вопросов. Во-первых, применять ли в отношении режима Башара Ассада, президента Сирии, какие-либо санкции. Во-вторых, стороны не могут договориться о формате присутствия наблюдателей во время гражданской войны. Россия и Китай считают, что группа гражданских и военных специалистов должна следить за режимом прекращения огня и проводить независимые расследования случаев нарушений прав человека. Кроме того, Россия желает включить в состав миссии в Сирии до 30 своих военнослужащих. Обещается, что ими будут офицеры связи, военные наблюдатели и штабные офицеры.

Позиция США и Запада основывается на коренном пересмотре задач миссии. Западные лидеры хотят переквалифицировать членов миссии в переговорщиков и помочь Ассаду и его противникам начать мирные переговоры. В качестве помощи этим переговорщикам рассчитывают оказать определенное давление на президента Сирии, чтобы ускорить прекращение кровопролития. Одно из условий, предъявляемых Ассаду – вывод артиллерии и тяжелой техники из населенных пунктов.

Последняя резолюция, заблокированная Россией и предложенная западными странами, как раз и содержала требования прекращения войны под угрозой санкций. Совет Безопасности ООН резолюцией давал Ассаду десятидневный срок для оставления населенных пунктов, а в случае невыполнения этого – обещал наложить дипломатические и экономические санкции. При этом резолюция не исключала применение военной силы. Именно последнее положение и не понравилось представителям России и Китая. По мнению наших китайских коллег, давление только на одну из воюющих сторон приведет к обострению кризиса и выплескиванию его за пределы Сирии.

В конце концов, принципиальная позиция по этому вопросу, занимаемая Россией и Китаем, была одобрена Советом безопасности, и был согласован общепринятый текст резолюции, призывавший к мирным переговорам обе стороны. Такой подход устраивает обе стороны и позволит придти к согласию о продлении наблюдательной миссии ООН в Сирии.

Видео по теме

Совет 3: Чем опасна гражданская война в Сирии

В 2010-2011 годах ряд стран Ближнего Востока и Северной Африки был охвачен волной протестных революционных движений. Эти события получили название «арабской весны», а ее «колыбелью» стал Тунис. После свержения президентского режима в Тунисе протест распространился на Египет, Ливию, Марокко, Иорданию, Бахрейн, Оман. В марте 2011 начались волнения в Сирии, не стихающие до сих пор.

«Латентная фаза» сирийской напряженности со временем переросла в «агрессивную»: начались вооруженные столкновения между силами правительства и оппозицией. Однако гражданская война в Сирии представляет угрозу для всего мирового спокойствия, поэтому в стороне не должен остаться никто.

Эксперты полагают, что вслед за Сирией сразу же «вспыхнет» Ливан. Обстановка в Ливане в последние годы была нестабильной. Процветающая некогда туристическая страна стала авансценой для битв между различными группировками, причем не только между суннитами и шиитами. Ливан испытывал также агрессию со стороны Израиля. Сейчас многие ведущие востоковеды уверены, что Ливану суждено стать следующим звеном в цепочке распространения нестабильности на Ближнем Востоке.

По причине сирийского кризиса Ливан раскололся на два враждебных лагеря. Один из них, возглавляемый движением «Хезболлах», поддерживает режим сирийского президента Башара Асада. Противоположный лагерь, во главе с «Движением 14 марта», поддерживает нарастающую сирийскую революцию. Если в Сирии развернется настоящая война «всех против всех», она однозначно захватит и Ливан.

С другой стороны, как отмечает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский, потенциальный конфликт в Ливане нельзя ставить в ряд с остальными событиями «арабской весны». Ливан – многоконфессиональная страна, с конфессиональной же системой управления. В принятии политических решений принимают участие представители всех основных религий. При таком раскладе в Ливане невозможна диктатура в принципе, а значит, нет оснований для восстания против мнимого «узурпатора», как это произошло в Ливии и Египте.

Еще одна опасность гражданской войны в Сирии заключается в так называемой «гуманитарной помощи» от США. Если в сирийских городах развернется вооруженный конфликт, американцы «стянут» туда свои военные базы якобы для восстановления и поддержания мирной обстановки. Войска ООН таким образом все ближе продвигаются к заветным российским границам. Нестабильность на территории всего Ближнего Востока может представлять для них прямую выгоду, помогая выстроить стратегический «мост». А с другого бока Россию уже подпирает Китай, подтягивающий свои войска к ставшей символической, по сути, границе.

Совет 4: Почему произошел конфликт между Турцией и Сирией

Отношения Турции и Сирии уже много лет остаются напряженными, в прошлом не раз случались между ними вооруженные конфликты. Мировая общественность не исключает серьезного столкновения и в этот раз.

22 июня 2012 года турецкий премьер Тайип Эрдоган заявил, что в международном воздушном пространстве был сбит разведывательный самолет RF-4E, который накануне исчез с экранов радаров. С радаров он исчез через 1,5 часа после взлета в средиземноморском воздушном пространстве неподалеку от провинции Хатай, находящейся на границе с Сирией.

23 июня 2012 г. канцелярией турецкого премьер-министра было объявлено, что истребитель сбили сирийские вооруженные силы. Сирийская сторона ответила, что турецкий истребитель вторгся в воздушное пространство Сирии, но сбит он был не намеренно, а в результате действий по защите суверенитета.

Однако по словам турецкого министра иностранных дел Ахмета Давутоглу, сирийская сторона знала о предстоящем тестовом учебном полете турецкого самолета. По сообщениям СМИ, поисково-спасательные работы результата не дали и пилоты сбитого самолета обнаружены не были, хотя незадолго до этого в СМИ сообщалось, что оба пилота были найдены живыми.

В результате отношения между Дамаском и Анкарой осложнились, а НАТО и ЕС не смогли остаться в стороне. Евросоюз призвал Сирию тщательно расследовать инцидент. НАТО уже осудила действия сирийских военных. Анкара же потребовала компенсаций и извинений. В своем обращении к Совету Безопасности ООН Турция расценила действия сирийских военных как угрозу для мира в регионе. Она также разработала экономические и другие санкции в отношении Сирии, которые могут способствовать уходу с поста нынешнего сирийского президента.

Согласно СМИ, Турция направила в приграничные с Сирией районы дополнительные войска: артиллерийские и танковые подразделения, батареи зенитно-ракетных комплексов. Заявляемая цель - предупредить возможные нарушения границ.

Заголовки турецких газет сообщают, что и США направили в сторону Сирии свои батареи зенитно-ракетных комплексов «Стингер», а недалеко от сирийской границы курсируют военные вертолеты. Нихат Али Озджан, обозреватель газеты Hurriyet Daily, считает, что война Турции против Сирии уже началась. Пока это информационная и психологическая война, направленная на расшатывание режима и деморализацию страны.

Однако по заверениям турецких властей, они не собираются вступать в открытый конфликт и размещают в приграничных районах военную технику исключительно в целях обороны.

Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500