Совет 1: Чем печально знаменита Олимпиада 1972 года в Мюнхене

Мюнхенская Олимпиада 1972 года, к сожалению, стала известна не за счет заслуг организаторов или спортсменов. Именно тогда произошел теракт, ставший одним из самых страшных событий, которые когда-либо омрачали Олимпийские игры.

ХХ Олимпийские игры, проводимые в сентябре 1972 года в Мюнхене, стали печально известны из-за нападения палестинских террористов на представителей израильской делегации. МОК, как и властям Германии, было хорошо известно, что на Олимпиаде произойдет теракт, и аналитики даже спрогнозировали 26 возможных сценариев его проведения, чтобы организаторы мероприятия смогли скорректировать свои действия и обеспечить защиту жителям Олимпийской деревни. Однако, к сожалению, нужные меры так и не были приняты.

Отчасти причиной нападения террористов стал запрет на участие палестинской молодежной федерации в ХХ Олимпийских играх. Целью группировки «Черный октябрь» был захват представителей израильской спортивной делегации для последующего обмена заложников на палестинских террористов, которые в тот момент находились в тюрьмах. Кроме того, в их планах было убийство нескольких спортсменов, которое позволило бы оказать дополнительное давление на власти Израиля и при этом не было бы связано с необходимостью расправляться непосредственно с самими политиками, добраться до которых было гораздо труднее.

Рано утром 5 сентября 8 террористов в тренировочных костюмах и с рюкзаками, полными оружия, проникли на территорию Олимпийской деревни. Их заметили, однако находившиеся в деревне люди решили, что это спортсмены. Добравшись до здания, где жили израильтяне, террористы ворвались внутрь, расстреляли двоих спортсменов и взяли в заложники девять человек. Низкая квалификация и плохая профессиональная подготовка людей, проводивших переговоры и операцию по освобождению заложников, стали причиной того, что все 9 захваченных спортсменов погибли, в то время как трое террористов выжили, притом впоследствии власти Германии отпустили их на свободу. Жертвами теракта стали также пилот вертолета и один полицейский.

Именно в 1972 году МОК впервые принял решение об однодневном перерыве в проведении Игр. Многие спортсмены и гости покинули Мюнхен, боясь за свои жизни. Израильтянам было отказано в выдаче для суда выживших террористов Самира Мухаммеда Абдаллы, Абдель Хаира Аль Днауи и Ибрагима Масуда Бадрана. Репутация немецких властей была безнадежно запятнана, и отмыться от мюнхенского позора им удалось не скоро. Позднее в Германии было создано спецподразделение по борьбе с террористом, благодаря которому проведение боевых операций по освобождению заложников стало более успешным, чем в 1972 году.

Совет 2: Летняя Олимпиада 1972 года в Мюнхене

Первые олимпийские игры в послевоенной Германии состоялись через 27 лет после окончания Второй мировой войны. В 1972 году в Мюнхене была проведена XX летняя Олимпиада с девизом «Счастливые игры» и сияющем голубым солнцем в логотипе. К сожалению, в палитру игр добавился и траурный цвет терроризма от палестинского «Черного сентября».

Место проведения летних Олимпийских игр с юбилейным - двадцатым - порядковым номером было определено в 1966 году в Риме. После этого в Мюнхене развернулась масштабная программа подготовки к проведению спортивного праздника. Были построены десятки спортивных сооружений с новейшим оборудованием, включая стадион на 80 тысяч мест, велотрек, бассейн, спорткомплекс и др. Кроме спортивных объектов возникла «олимпийская деревня» для 15 тысяч спортсменов, и к XX Олимпиаде в городе даже появилось метро.

Церемония открытия игр, на которую прибыло почти 7200 олимпийцев из 121 страны, состоялась 26 августа 1972 года. Уже на следующий день стали известны первые два олимпийскихчемпиона, а всего на этих играх было вручено 195 комплектов наград. Бесспорным героем Олимпиады стал американец Марк Спитц - пловец семь раз выходил на старт и каждый раз выигрывал золотую медаль. При этом все заплывы заканчивались новым мировым рекордом. Всего в Мюнхене было побито 46 мировых рекордов и 94 олимпийских. Поучаствовали в этом и спортсмены Советского союза. Так Людмила Брагина трижды улучшала мировое достижение на полуторакилометровой дистанции у бегунов. Другой бегун - Валерий Борзов - сумел завоевать две золотые и одну серебряную медаль. А вообще перед советской командой партия и правительство поставили задачу к 50-летию СССР завоевать 50 золотых наград и обойти в медальном зачете американцев. Олимпийцы смогли решить поставленную задачу, ровно 50 раз поднявшись на высшую ступеньку пьедестала, и дополнили это количество еще 49-ю наградами другого достоинства. Американцы получили лишь на пять наград меньше, но значительно отстали по числу золотых медалей (на 17 меньше).

На 11-й день Олимпиады произошел самый крупный теракт в истории игр. Пятеро палестинских террористов из организации «Черный сентябрь» проникли в олимпийскую деревню и захватили в заложники девятерых членов израильской делегации, убив при этом двоих спортсменов. Террористы потребовали доставить их с заложниками в аэропорт и предоставить вертолет, что власти ФРГ выполнили. В аэропорту была предпринята попытка освобождения заложников, которая провалилась - террористы убили заложников, а их самих в живых осталось трое. Олимпийские соревнования были остановлены в этот день, но затем МОК принял решение продолжить игры.

Видео по теме

Совет 3: Как прошла Олимпиада 1972 года в Саппоро

В 1972 году впервые Олимпийские игры проходили за пределами США и Европы. Столицей XI зимних Олимпийских игр стал японский город Саппоро. Игры прошли с 3 по 13 февраля.

Япония не претендовала на роль ведущей спортивной державы в то время. Поэтому главной целью олимпийского комитета Японии была демонстрация социальных и экономических достижений страны за послевоенные годы. Аккредитацию на игры получило свыше 4 000 журналистов. Это был первый рекорд Олимпиады.

Саппоро уже получал право на проведение Олимпиады в 1940 году, но из-за войны с Китаем олимпийский комитет Японии отказался от этой почетной миссии. Олимпийские игры вернулись в Японию спустя долгие 32 года. В соревнованиях 1972 года приняли участие спортсмены из 35 стран, всего участвовали 1006 атлетов. Впервые в играх выступали спортсмены из такой не зимней страны, как Филиппины.

В Саппоро разыгрывалось 35 комплектов наград в 10 спортивных дисциплинах. Первое место в неофициальном медальном зачете уверенно заняла команда СССР. Советские спортсмены выиграли 16 медалей, в том числе 8 золотых. Второе место, неожиданно для многих, заняла сборная ГДР, участвовавшая в зимних играх второй раз в истории этой страны.

Героиней Олимпиады стала лыжница Галина Кулакова, завоевавшая три золотых Олимпийских медали на одних играх (дистанции 5 и 10 км и эстафета 4х7,5 км). Еще одним героем стал голландец Ард Схкенк. Он выиграл три золотых медали в конькобежных соревнованиях (на дистанциях 1500 м, 5000 м и 10000 м). Позднее в его честь в Голландии был назван сорт тюльпанов.

На Олимпиаде в Саппоро впервые олимпийский чемпионкой стала великая фигуристка Ирина Роднина. Тогда она каталась в паре с Алексеем Улановым. Второе место в соревнованиях пар заняли также советские спортсмены, это были Людмила Смирнова и Андрей Сурайкин.

Настоящей сенсацией стали выступления японских прыгунов. Японцы, не рассчитывавшие на особый успех, заняли весь пьедестал почета в прыжках с семидесяти метрового трамплина. А ведь до этого в активе японской команды была всего одна серебряная олимпийская медаль, завоеванная на играх 1956 года в Кортино д’Ампеццо.

Зимние игры в Саппоро прошли под знаком борьбы с «профессионализмом» в Олимпийском движении. От соревнований был отстранен горнолыжник из Австрии Карл Шранц. Он пострадал уже второй раз. Первый раз его лишили золотой олимпийской медали на Играх 1968 года в Гренобле. Шранца наказали за контракты со спонсорами и рекламу производителей спортивной экипировки. В те годы считалось, что деньгам не место в любительском спорте.

Именно противостояние профессионалов и любителей стало причиной того, что канадская сборная по хоккею бойкотировала игры в Саппоро. Канадские хоккеисты настаивали на предоставлении права участия в Олимпиаде спортсменам из NHL, указывая, что советские хоккеисты – любители только «на бумаге». Но их просьба не была удовлетворена, в результате родоначальники хоккея с шайбой вообще отказалась принимать участие в соревнованиях. Победителями стали хоккеисты СССР, второе место заняли американцы, а бронзу завоевали атлеты Чехословакии.

Интересный факт: во время репетиции открытия игр один из зрителей обратил внимание организаторов на неправильное расположение колец на олимпийском флаге. По правилам кольца располагаются в следующем порядке: голубое, желтое, черное, зеленое, красное. Оказалось, что неправильный флаг вывешивался на всех зимних играх, начиная с 1952 года. И никто не замечал ошибку.

Видео по теме
Источники:
  • олимпийские игры саппоро
Источники:
  • олимпиада в мюнхене 1972
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500