Совет 1: Что такое IPO

Законы современных товарно-денежных отношений таковы, что ценность предприятий, производящих какие-то товары, или компаний, предоставляющих услуги, зависит не только от того, насколько хорошо они это делают. Сегодня важным фактором успешности компаний является уровень доверия к ним финансистов, который выражается в курсе акций на биржах. К выпуску таких акций и имеет непосредственное отношение IPO - Initial Public Offering.

Для развития компаний или предприятий необходим оборотный капитал, который можно получить несколькими способами. Наиболее простой - обратиться в банк за займом. Такой капитал и сам будет иметь стоимость - ведь за полученные в банке деньги придется платить определенные проценты. Другой способ - привлечь деньги инвесторов. Для достаточно крупных предприятий самый выгодный путь сделать это - выпустить ценные бумаги и разместить их на бирже. Эта процедура - подготовка, выпуск и размещение акций компании на биржах - и называется английской аббревиатурой IPO, которую наиболее точно по смыслу можно перевести как «первоначальное публичное размещение акций».

Процедура размещения не такая простая операция, как это может показаться. К тому же она весьма затратна. Начинается процедура, как правило, со всестороннего анализа всех аспектов деятельности компании - надо выявить слабые места в финансовой и хозяйственной деятельности, в структуре и даже в истории. Все найденные недостатки необходимо устранить до выпуска ценных бумаг, иначе результат IPO может дать отрицательный эффект.

Когда такой анализ сделан, и становится ясно, что выявленные узкие места подлежат корректировке, создается команда, которая будет заниматься всем этим процессом. С ее помощью выполняются все необходимые формальности, регламентирующие и действия компании-эмитента и сами издаваемые ценные бумаги. Эта команда создает документ, который называется «инвестиционный меморандум» - в нем должны быть указаны все фактические данные, которые могут понадобиться потенциальному инвестору для принятия решения о приобретении выпускаемых акций.

Когда все подготовительные операции проведены, начинается рекламная компания, от которой в немалой степени зависит спрос на размещаемые акции, а значит и успех IPO. В случае удачи цена привлекаемого компанией оборотного и инвестиционного капитала значительно снизится. Но для инвесторов даже сам факт готовности компании к IPO свидетельствует о достижении ею определенного и достаточно высокого уровня развития.

Совет 2: Почему падает IPO Facebook

В середине мая 2012 года популярная социальная сеть Facebook сделала очередной шаг, чтобы повысить свою привлекательность для потенциальных инвесторов. Акции компании в ходе операции по первичному размещению ценных бумаг появились на американской бирже Nasdaq. Такая финансовая операция, именуемая IPO, служит одним из самых эффективных способов привлечения инвестиций. Однако с момента начала IPO ожидания участников рынка в отношении акций Facebook не оправдались.

Изначально сам факт участия Facebook в первоначальном публичном предложении акций означал довольно высокую оценку инвесторами эффективности экономической стратегии социальной сети. Но сбои начались уже в первый день торгов. Неоправданно высокий спрос на ценные бумаги привел к нарушениям в работе технической системы биржи, что привело к ощутимым финансовым потерям компаний-посредников. Заявки обрабатывались с существенной задержкой, что стало причиной подачи исков против Nasdaq.

Аналитики пришли к выводу, что ценные бумаги компании к моменту открытия торгов были оценены неадекватно, что отразилось на котировках акций. Дело в том, что социальная сеть фактически не обладает реальными активами, соответствующими сумме, на которую она была оценена организаторами IPO. Это затрудняет прогнозы динамики показателей работы компании. На падении IPO отразился также и факт обвинений компании со стороны ряда акционеров в том, что организаторы первоначального публичного размещения скрыли от инвесторов существенную информацию.

В течение лета акции Facebook продолжили свое падение, подешевев с момента начала торгов практически в два раза. IPO социальной сети началось с $38, а в середине августа 2012 года цена составила менее $19 за акцию. Многие инвесторы скептически оценивают способность компании в короткие сроки отыграть такое значительное снижение котировок.

Эксперты справедливо считают IPO Facebook примером одного из самых неудачных выводов компании на фондовую биржу за последнее десятилетие. Естественно, что основатель социальной сети Марк Цукерберг также потерял высокие позиции в рейтинге самых преуспевающих людей планеты, выпав из списка супермиллиардеров. Фактический провал IPO Facebook заставил владельцев аналогичных проектов пересмотреть тактику и стратегию вывода своих сетей на биржу.

Видео по теме

Совет 3: Почему падающие акции Facebook тянут вниз и Mail.ru

В последнее время акции российского почтового ресурса Mail.ru начали падать вслед за ценными бумагами Facebook. Кроме них, аналогичная ситуация произошла и с другими активами социальных сетей. Эксперты утверждают, что это не случайно, и причинно-следственные связи прослеживаются достаточно четко.

Одна из самых очевидных причин падения акций – общее настроение инвесторов на бирже. Ни для кого не секрет, что Facebook является всемирно известной социальной сетью, занимающей одно из лидирующих положений. Поэтому в определенной степени она считается эталонной компанией в своей категории. Финансовые неудачи компании Марка Цукерберга спровоцировали негативное отношение не только к ее акциям, но и ко всем другим ценным бумагам, каким-либо образом связанным с социальными сетями. В итоге, участники фондового рынка стали избавляться от активов и продавать акции не только соцсетей, но и всего интернет-сектора. Этим настроениям поддались даже те, кто не имел для этого никаких серьезных причин.

Менее видимая причина такой взаимосвязи между акциями Facebook и Mail.ru – российский бизнесмен Алишер Усманов. Именно он владеет самым большим пакетом акций Mail.ru и миноритарной долей Facebook. Фонд DST Global, владельцем которого он является вместе с Юрием Мильнером, занимается торговлей акциями Facebook и принимала участие в их IPO – первичном размещении на рынке акций.

Кроме того, на падение акций почтовой системы Mail.ru повлиял и другой фактор. Компания Mail.ru инвестировала часть своих средств в акции зарубежных компаний Groupon, Zynda и того же Facebook, также недавно появившихся среди участников фондового рынка. Первоначальная оценка этих вложений рассчитывалась исходя из результатов IPO этих компаний. Теперь же – из реальной рыночной цены. В результате такой переоценки стоимость всех зарубежных активов Mail.ru снизилась на 22%.

Однако фонд DST Global провел некоторую реструктуризацию своего портфеля зарубежных активов с целью исправить существующее положение. Главным шагом в этой реструктуризации стала масштабная распродажа акций Facebook. Эксперты надеются, что доход, полученный от этой операции, позволит Mail.ru получить в 2012 году рекордную прибыль и опубликовать перед акционерами блестящий финансовый отчет. Кроме того, отечественная почтовая система избавится от зависимости между акциями, принесшей ей столько неприятностей.

Совет 4: Почему финотчет Facebook разочаровал инвесторов и аналитиков

Предположения ряда специалистов подтвердились — первый финансовый отчет Facebook как публичной компании, опубликованный в ночь с 26 на 27 июля 2012 года, шока не вызвал. Однако все-таки разочаровал ряд инвесторов и аналитиков. В общем, впечатление можно охарактеризовать фразой «хорошо, но недостаточно».

Первый убыточный квартал за 2,5 года

Неприятно удивил инвесторов значительный рост издержек компании. И дело не только в колоссальном размере компенсаций, которые Facebook выплатила своим сотрудникам − 1,1 миллиард долларов. Значительно увеличились и другие расходы. Например, на выпуск новых продуктов компания потратила в 7 раз больше средств, чем в прошлом году, а затраты на маркетинг и админстративные нужды выросли вчетверо. В общей сложности сумма издержек равняется 1,93 миллиарда долларов, что в 4 раза выше, чем во втором квартале прошлого года.

Выручка компании возросла практически на треть и составила 1,18 миллиарда долларов. Но фактическая прибыль оказалась значительно ниже ожидаемой — всего 295 миллионов (в ходе IPO звучали цифры — 104 миллиарда). И то, о прибыли можно говорить лишь условно — если не считать компенсаций, выплаченных работникам. А поскольку считать их все-таки нужно, остается лишь горький итог: чистый убыток компании — 157 миллионов долларов США.

Таким образом, в период с апреля по июнь Facebook впервые за последние 2,5 года сработала «в минус». Для сравнения, финансовым итогом второго квартала 2011 года стала прибыль в 240 миллионов долларов.

Нет прогнозов на будущее

Недоумение инвесторов и аналитиков вызвало также отсутствие каких бы то ни было конкретных финансовых прогнозов. Причем ни на ближайшие отчетные периоды, ни в долгосрочной перспективе. Дэвид Эберсман — финансовый директор Facebook — лишь заявил, что рост выручки предсказать крайне сложно. Подобная неуверенность никак не добавляет привлекательности в вопросах дальнейших инвестиций.

Как считает ряд аналитиков, немного оптимистичных прогнозов в квартальном отчете пошли бы компании только на пользу. Тем более, что в целом дела у Facebook идут неплохо. Количество пользователей соцсети растет, и люди проводят на сайте достаточно много времени. Наличие рекламы на страницах не отпугнуло посетителей мобильных версий сайта, а именно монетизация мобильных сервисов считалась главным риском при IPO Facebook. Социальная реклама формата Sponsored Stories, позволила компании получить 84% выручки в отчетном квартале. И в дальнейшем руководство компании намерено развивать эту статью доходов.

Так что у Facebook есть несколько месяцев впереди, дабы подтвердить свои успехи в монетизации. А это значит, что даже несмотря на снижающийся курс акций, у новоявленной публичной компании имеются перспективы.

Источники:
  • Первый финотчет Facebook разочаровал инвесторов и аналитиков
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500