Совет 1: Летняя Олимпиада 1952 года в Хельсинки

Столица Финляндии уже получала право провести Летнюю Олимпиаду 1940 года, но этому помешала начавшаяся в 1939 году вторая мировая война. Тем не менее, спустя 12 лет олимпийский огонь все-таки прибыл в Хельсинки.

В соревнованиях приняли участие 4925 спортсменов из 65 стран. Впервые на Олимпийские игры приехали спортсмены из Советского Союза, что для отечественного спорта стало очень большим событием. Возможность встретиться на спортивных площадках спортсменам из стран с разными политическими системами стала важным этапом в налаживании их мирного сосуществования. Олимпийский комитет считал, что спорт находится выше любых политических разногласий. Но на практике спортивные состязания стали для капиталистических и социалистических стран еще одним способом доказать преимущества своего пути развития.

На пятнадцатой Олимпиаде были представлены 17 видов спорта в 149 дисциплинах. Из-за соперничества советских и американских спортсменов Олимпиада в Хельсинки была отмечена 66 олимпийскими рекордами, 18 из которых были мировыми. В общем медальном зачете первое место заняли спортсмены из США, завоевавшие 40 золотых, 19 серебряных и 17 бронзовых наград. Второе место Советского Союза, впервые участвовавшего в Олимпийских играх, стало большим успехом, советские спортсмены получили 22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых наград. Третье место досталось команде Венгрии с 16 золотыми, 10 серебряными и 16 бронзовыми наградами.

Игры в Хельсинки вошли в историю и установленными рекордами. Так, у метателей молота впервые была преодолена 60-метровая отметка, ранее никому не покорявшаяся. Рекорд установил представитель Венгрии Йожеф Чермак. Взяли ранее казавшийся недосягаемым знаковый рубеж и прыгуны в высоту - американский олимпиец Уолтер Аэвис смог прыгнуть на заветные 2 метра.

Для Советского Союза первую золотую олимпийскую медаль завоевала метательница диска Нина Ромашкова (Пономарева), чем навсегда вписала свое имя в историю отечественного спорта. Очень хорошо выступили советские гимнасты: Мария Гороховская выиграла две золотые и пять серебряных медалей, Виктор Чукарин завоевал четыре золотые и две серебряные медали, став абсолютным олимпийским чемпионом. Впервые под сводами олимпийского зала раз за разом звучал гимн Советского Союза.

Очень драматично развивался футбольный матч между командами Югославии и СССР. После первого тайма югославы выигрывали со счетом 4:0, поражение команды СССР казалось неминуемым. Но во втором тайме произошло невероятное, советским спортсменам удалось забить пять мячей, пропустив один. Основное время закончилось вничью, полчаса дополнительного тоже не выявили победителя. Был назначена переигровка, в которой советские спортсмены все-таки уступили югославам со счетом 3:1. Это имело печальные последствия – футболистов наказали, а команду ЦДСА, составлявшую костяк олимпийской сборной, распустили.

Несомненным успехом стало второе место советской баскетбольной команды, впервые выступавшей на олимпиаде. Первое место завоевали спортсмены из США, третье – олимпийцы из Уругвая.

В прыжках в воду великолепно выступили спортсмены из США, завоевав все четыре золотые медали. Но в тяжелой атлетике советские спортсмены смогли достойно противостоять американцам. В итоге американцы завоевали 4 золота, спортсмены из СССР – три.

Одним из курьезов Летних Олимпийских игр в Хельсинки стало то, что официально их так и не закрыли – на церемонии закрытия президент МОК Зигфрид Эдстрем произнес большую речь, но забыл сказать главные слова – «Объявляю Игры XV Олимпиады закрытыми». Поэтому официально игры в Хельсинки до сих пор считаются открытыми.

Совет 2: Где проходили Летние Олимпийские игры 1952 года

Столицей XV Олимпийских летних игр стала столица Финляндии – Хельсинки. По плану Хельсинки должны были принимать Олимпиаду в 1940 году. К этому времени были построены все основные спортивные сооружения и олимпийская деревня, но начавшаяся в 1939 году вторая мировая война внесла свои коррективы. Только через 12 лет большой спорт вернулся в Хельсинки.

Торжественное открытие Олимпиады состоялось 19 июля. Тысячи людей приветствовали великого финского бегуна Пааво Нурми, которому было доверено право зажечь олимпийский огонь над стадионом. Впервые на игры прибыли представители 49 стран. Всего в соревнованиях участвовало 4925 атлетов. Это был первый Олимпийский рекорд тех игр.

Для нас особенное значение имеет тот факт, что Игры в Хельсинки стали первой Олимпиадой, на которую была приглашена команда Советского Союза. Кроме советских спортсменов на играх 1952 года дебютировали представители Ганы, Южного Вьетнама, Багамских островов, Израиля, ФРГ, Тайланда, Индонезии, Нигерии, Гонконга, Гватемалы и Нидерландских Антильских островов.

На играх разыгрывались 149 комплектов наград в 17 видах спорта. В неофициальном медальном зачете советские спортсмены, дебютанты Олимпиад, разделили первое место со спортсменами США.

Противостояние сильнейших команд США и СССР обострило спортивную борьбу. Достаточно сказать, что в течение одного дня соревнований мировой рекорд по прыжкам в длину обновлялся 30 раз.

Именно с этих игр началось противостояние на спортивной арене двух политических систем. Постепенно в эту борьбу включились все спортивные державы. На спортсменов СССР оказывалось огромное давление с учетом сложной политической обстановки того времени. За проигрыш в 1/8 финала команде Югославии футбольная команда СССР была строго наказана, а команда ЦДСА, составлявшая основу олимпийской сборной СССР по футболу, была полностью расформирована, а все игроки были вынуждены перейти в другие клубы.

Несмотря на такое давление, советские атлеты выступили более чем достойно. Настоящим героем Олимпиады стал знаменитый советский гимнаст Виктор Чукарин. На момент соревнований ему исполнился 31 год, за плечами была война и фашистский плен, но это не помешало ему стать первым абсолютным олимпийским чемпионом по спортивной гимнастике в истории СССР.

Но первая в истории советского спорта олимпийская медаль была вручена знаменитой метательнице диска Нине Ромашковой (Пономаревой).

Всего на тех играх советские спортсмены выиграли 71 медаль, в том числе 22 медали высшего достоинства.

Олимпийские игры 1952 года в Хельсинки знамениты одним забавным фактом. Они вошли в историю Олимпийского движения как игры, которые не были закрыты.

3 августа, на церемонии торжественного закрытия игр президент МОК Зигфрид Энгстрем произнес торжественную речь, но забыл произнести заключительную фразу, предписанную хартией: «Объявляю XV Олимпийские игры закрытыми».

Олимпиада в Хельсинки продолжалась две недели, но так и не завершена до сих пор.

Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500