Совет 1: Как строятся в России железные дороги

Железные дороги давно и прочно занимают ведущее место в транспортной сети России. Появившаяся в 1837 году первая железная дорога соединила Санкт-Петербург и Царское Село и положила начало целой индустрии. Сегодня железные дороги стали главным видом пассажирского и грузового транспорта. Общая протяженность таких дорог в стране превышает 86 тыс. км, и эта сеть все время расширяется.

Отличительная особенность железнодорожного строительства в России – линейный характер производимых работ. Постройка ведется последовательно вдоль всей протяженности будущего пути; работы начинаются в исходной точке и завершаются в конечной. Строительные работы во многом определяются преобладанием в стране суровых условий и зависят от погоды, климата, а также от гидрологического, геологического и топографического рисунка местности.

Основные этапы строительства железной дороги – земляные работы и постройка верхнего строения магистрали. Земляные работы включают подготовку, формирование и уплотнение полотна дороги вместе с осушением болот и защитой от промерзания. Строительство верхнего строения дороги включает формирование подрельсового основания, укладку, крепление и соединение рельсов.

Сооружение железной дороги обязательно включает постройку искусственных сооружений – дренажных лотков, водоотводных труб, путепроводов и так далее. В местах пересечения с автомобильными трассами устраиваются специальные переходные конструкции.

Один из самых ответственных этапов работ – формирование земляного полотна, которое представляет собой комплекс инженерных сооружений на грунте. От качества полотна будет зависеть безопасность эксплуатации дороги, ведь оно воспринимает основную нагрузку от подвижного состава и распределяет ее на естественный грунт. Начинается подготовка полотна с осушения почвы, отвода грунтовых вод, затем следует выравнивание и уплотнение грунта. Большая часть работ производится с помощью бульдозеров, катков, виброударных и трамбовочных машин.

Одновременно с земляными работами начинаются и путевые работы, включающие комплекс мероприятий по сооружению элементов конструкции верхнего строения железнодорожного пути. На этом же этапе укладываются шпалы и рельсы. При этом возможны два способа укладки. При первом способе устанавливаются целые путевые звенья, предварительно собранные на производственных базах. Это наиболее быстрый, но сравнительно дорогой способ. Другой метод предполагает сборку так называемой рельсошпальной решетки прямо на месте производства работ.

На всех этапах строительства выполняют операции выправки пути. Положение колеи при этом доводят до установленных норм, отвечающих безопасности движения и существующим российским стандартам. Полностью уложенный путь обкатывается поездами и окончательно отделывается. Только после этого участок железной дороги сдается в эксплуатацию.

Совет 2: Почему дорогу называют железной

Выражение «железная дорога» стало очень расхожим в русском языке. Его употребляют все: от средств массовой информации до простых людей. Однако многие до сих пор не знают историю возникновения данного термина.
Понятие «железная дорога» обозначает полосу земли, оборудованную рельсами, либо поверхности искусственных сооружений (тоннелей, мостов, эстакад), которые используются для движения рельсовых транспортных средств.Еще в Древней Греции, Египте и Риме существовали колейные дороги, которые предназначались для перевозок по ним тяжелых грузов. Устройство их было таково: на выложенной камнем дороге шли две параллельные глубокие борозды, а по ним катились колеса повозок. В средние века в рудниках существовали дороги, которые состояли из деревянных рельсов. По ним двигались деревянные вагоны.В 1738 г. деревянные дороги заменили металлическими. Сначала они строились из чугунных плит с выемками для колес, но это было непрактично и дорого. В 1767 г. Ричард Рейнольдс дал распоряжение уложить на подъездных путях к рудникам Колбрукдэйла железные рельсы. Они отличались от современных и формой и размерами. Колеса вагонеток тоже были чугунными. Для их передвижения по рельсам использовалась сила человека или лошади.С развитием торговли и транспортной системы развивались и железные дороги. Повсеместно железные дороги, близкие по своему виду к современным, стали появляться в начале девятнадцатого столетия в Великобритании, Франции и Бельгии.Называть железную дорогу «железной» стали еще триста лет назад, когда она пришла на смену своему деревянному аналогу. В просторечии довольно долго использовался термин «железянка» (по названию материала, из которого изготовлены рельсы и прочие железнодорожные конструкции).Железнодорожный путь - достаточно сложная конструкция, которая состоит из нижней и верхней частей. К нижнему строению относят земляное полотно и искусственные сооружения (путепроводы, мосты, трубы и т. д.). Верхнее строение включает в себя рельсы и шпалы, рельсовые скрепления, балластную призму.
Видео по теме

Совет 3: Как строили стадион «Фишт»

Олимпийский стадион «Фишт» был построен в Сочи к проведению Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Грандиозный спортивный объект стал центром Олимпийского парка. Трибуны уникальной для России спортивной арены рассчитаны на 40 тысяч зрителей, в будущем количество мест будет увеличено еще на 5 тысяч.

Стадион было решено называть «Фишт» в честь одноименной вершины, находящейся в западной части главного кавказского хребта. Гора Фишт достигает почти 2900 метров в высоту и является очень популярным туристическим местом в Европейской части России. Слово «фишт» переводится с адыгейского языка как «седоглавый», «белая голова», «белая изморозь». Название отражает внешний вид горы – ее вершина покрыта ледникам. Именно этот пейзаж и стал прообразом центрального олимпийского стадиона: ажурная конструкция крыши, покрытая специальным полимером, создает эффект лежащего на ней слоя снега. Кровля делает здание самым высоким объектом Олимпийского парка, а при взгляде в сторону гор 70-метровый стадион становится гармоничной частью природной панорамы.

«Фишт» строился с применением самых современных строительных технологий. Каркас, напоминающий кружево, состоит их множества металлических арок, балок и других элементов. Приоритетом при строительстве была безопасность спортсменов и зрителей. Большое значение при возведении объекта имели экологическая безопасность и минимизация возможного ущерба окружающей среде. Пристальное внимание было уделено также и созданию доступной среды для людей, имеющих инвалидность. При проектировке были полностью учтены требования международного паралимпийского комитета.

Высота чаши стадиона – 36 метров. Для удобства и безопасности зрителей она разделена на секторы, каждый из которых – с отдельным входом. Все уровни арены связывают между собой лифты и лестницы. Кресла стадиона установлены таким образом, чтобы визуально увеличить пространство и выделить сцену. Для придания этого эффекта, верхние ряды имеют темный цвет, книзу сидения из влагостойкого материала становятся светлыми. На крыше здания смонтированы железные дороги со специальным оборудованием, предназначенным для транспортировки тяжелых грузов на высоте. Установлено также более 20 подъемников.

Уникальные технические возможности олимпийского объекта позволяют ставить внутри даже оперные спектакли. Стадион «Фишт» планируют использовать для проведения концертно-зрелищных мероприятий и различных шоу. И, конечно, объект не перестанет нести свою основную спортивную функцию: здесь будут проходить тренировки спортсменов, матчи национальной сборной по футболу, а также Чемпионат мира FIFA 2018 года.

Источники:
  • Сочи 2014. Официальный сайт
  • Госкорпорация «Олимпстрой». Официальный сайт
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500