Совет 1: Как объяснять ребенку сложение и вычитание

Любящим родителям хочется, чтобы их ребенок рос не только здоровым, но и всесторонне развитым. Поэтому они сами начинают учить его чтению и счету, не передоверяя эту обязанность учителям младших классов. Ведь чем раньше ребенок научится читать и считать, тем более подготовленным к школьной жизни он будет. Но если с обучением чтению особых проблем не возникает, то счет может вызвать затруднения у ребенка.
Инструкция
1
Помните, что абстрактное мышление пока еще недоступно для малыша. Поэтому следует воздерживаться от пояснений типа: «Предположим, у одного мальчика было столько-то предметов». Используйте то, что ребенок может сам увидеть, потрогать, пощупать. Например, игрушечные кубики. Кладите их перед малышом и объясняйте: «Вот один кубик. Если рядом с ним положить еще один кубик, их станет два. Запомни: один плюс один – всегда два. А если добавить еще один кубик, их станет уже три». Точно так же учите малыша правилам вычитания. «Вот, смотри: у нас три кубика. А если убрать один, сколько их тогда останется? Два. А если от этих двух убрать еще один, сколько тогда будет?» Постепенно ребенок начнет понимать, как складывают и вычитают простейшие цифры.
2
Очень хорошее средство обучения счету в пределах 10-и – собственные руки (точнее, пальцы). Касайтесь пальчиков ребенка, считая вслух: «Один. Два. Три. Четыре. Пять». Потом как бы с удивлением констатируйте: «Пальчики на одной руке закончились! Но ничего, у нас ведь есть еще вторая рука». И тут же продолжайте: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». Добейтесь, чтобы ребенок твердо запомнил: на одной руке пять пальцев, а на обеих руках десять. А после этого приступайте к обучению счету, сначала в пределах цифр от 1 до 5, используя только одну руку, потом постепенно усложняйте примеры, переходя к счету в пределах 10-и. Например: «Сожми ручки в кулачки. А теперь разожми три пальчика на этой руке. Умница! Разожми еще три. Сколько теперь у тебя разжатых пальчиков?» Или: «Смотри, все твои пальчики разжаты. А теперь сожми сначала пальчики на одной руке, а потом еще два на другой руке. Сколько не сжатых пальчиков осталось?» Эти упражнения надо делать максимально наглядными, подсказывая ребенку, когда надо сжимать пальцы, а когда разжимать.
3
Разумеется, ни в коем случае нельзя нервничать, сердиться на ребенка, если вам покажется, что он медленно соображает. Тогда обучение счету будет восприниматься им как утомительная и неприятная обуза. А надо, чтобы он учился с охотой, интересом. Поэтому не форсируйте обучение и старайтесь привнести в него элементы игры.

Совет 2: Как объяснить ребенку вычитание

Ребенок дошкольного возраста вполне может освоить основные арифметические действия. Он схватывает новые знания на лету, и родителям остается только использовать это замечательное качество дошкольного возраста. Сложение и умножение обычно оказываются малышам понятнее, нежели вычитание и деление. Однако и эти арифметические премудрости ребенок одолеет без напряжения, если использовать некоторые приемы.
Вам понадобится
  • - наборы одинаковых предметов;
  • - карточки с цифрами.
Инструкция
1
Научите ребенка считать в прямом и обратном порядке. Для этого не обязательны специальные занятия, просто не упускайте такой возможности. Считать можно все, что угодно: кубики, конфеты, яблоки, машины на стоянке, цветы на клумбе. Объясните своему ученику состав числа. Это лучше всего делать на наглядных примерах. На газоне сидели пять кошек, некоторые из них залезли на дерево. Сколько кошек сидит на дереве, а сколько осталось под ним? При решении таких наглядных бытовых задач дошкольник усваивает не только принцип сложения, но и состав числа. Если под деревом остались три кошки, а на дерево влезли две, то их все равно пять. Можно использовать счеты, особенно если они с разноцветными косточками.
2
На таком же примере можно попробовать объяснить и принцип вычитания. Было пять кошек, а сейчас сколько осталось? Что ты сделал для того, чтобы это узнать? Скорее всего, дошкольник ответит, что он сосчитал кошек в первый и во второй раз. Можно подсказать ему и другой способ действия. Чтобы узнать, сколько предметов осталось, надо вспомнить, сколько их было, и вычесть из этого количества те, которое переместились в другое место.
3
Для обратного счета используйте набор одинаковых предметов. Например, положите перед своим учеником пять кубиков в ряд. Предложите ему их сосчитать. Начните строительство дома и уберите 1 кубик. Предложите пересчитать оставшиеся. Заниматься можно не только в игровом уголке, но и во время приготовления обеда. Малыш будет просто счастлив помочь. Предложите ему отсчитать нужное для супа количество картофелин, а затем пусть подает вам по одной и считает, сколько осталось. Повторяйте это упражнение регулярно с разными предметами. Ваш ученик должен хорошо понять, что будет, если из группы предметов убрать один.
4
Учите ребенка сравнивать группы предметов. Начните с метода приложения. Постарайтесь, чтобы он сам предложил этот способ. Спросите, чего больше на кукольном столе — тарелок или ложек? Что нужно сделать, чтобы это узнать? Если малыш затрудняется, предложите ему разложить ложки рядом с тарелками так, чтобы везде было по одной. Сколько ложек не хватает? Сколько лишних тарелок? Предложите ребенку посчитать количество тех и других предметов. Одно число будет обязательно больше второго на количество «лишних» единиц. Чтобы узнать, насколько больше получилось тарелок, необходимо из их количества вычесть количество ложек. Ребенок должен усвоить, что при вычитании положительных чисел самое большое число — это то, из которого нужно вычесть, а самое маленькое — то, что получится в результате.
5
Объясните ребенку, что число можно записать специальными значками. Когда он хорошо усвоит, какой цифрой обозначается то или иное количество предметов, можно показать ему, что этими же значками можно записать и пример. Но для этого дошкольник должен понять и запомнить, что одним и тем же числом обозначаются любые предметы.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500