Совет 1: Как объяснять ребенку сложение и вычитание

Любящим родителям хочется, чтобы их ребенок рос не только здоровым, но и всесторонне развитым. Поэтому они сами начинают учить его чтению и счету, не передоверяя эту обязанность учителям младших классов. Ведь чем раньше ребенок научится читать и считать, тем более подготовленным к школьной жизни он будет. Но если с обучением чтению особых проблем не возникает, то счет может вызвать затруднения у ребенка.
Инструкция
1
Помните, что абстрактное мышление пока еще недоступно для малыша. Поэтому следует воздерживаться от пояснений типа: «Предположим, у одного мальчика было столько-то предметов». Используйте то, что ребенок может сам увидеть, потрогать, пощупать. Например, игрушечные кубики. Кладите их перед малышом и объясняйте: «Вот один кубик. Если рядом с ним положить еще один кубик, их станет два. Запомни: один плюс один – всегда два. А если добавить еще один кубик, их станет уже три». Точно так же учите малыша правилам вычитания. «Вот, смотри: у нас три кубика. А если убрать один, сколько их тогда останется? Два. А если от этих двух убрать еще один, сколько тогда будет?» Постепенно ребенок начнет понимать, как складывают и вычитают простейшие цифры.
2
Очень хорошее средство обучения счету в пределах 10-и – собственные руки (точнее, пальцы). Касайтесь пальчиков ребенка, считая вслух: «Один. Два. Три. Четыре. Пять». Потом как бы с удивлением констатируйте: «Пальчики на одной руке закончились! Но ничего, у нас ведь есть еще вторая рука». И тут же продолжайте: «Шесть, семь, восемь, девять, десять». Добейтесь, чтобы ребенок твердо запомнил: на одной руке пять пальцев, а на обеих руках десять. А после этого приступайте к обучению счету, сначала в пределах цифр от 1 до 5, используя только одну руку, потом постепенно усложняйте примеры, переходя к счету в пределах 10-и. Например: «Сожми ручки в кулачки. А теперь разожми три пальчика на этой руке. Умница! Разожми еще три. Сколько теперь у тебя разжатых пальчиков?» Или: «Смотри, все твои пальчики разжаты. А теперь сожми сначала пальчики на одной руке, а потом еще два на другой руке. Сколько не сжатых пальчиков осталось?» Эти упражнения надо делать максимально наглядными, подсказывая ребенку, когда надо сжимать пальцы, а когда разжимать.
3
Разумеется, ни в коем случае нельзя нервничать, сердиться на ребенка, если вам покажется, что он медленно соображает. Тогда обучение счету будет восприниматься им как утомительная и неприятная обуза. А надо, чтобы он учился с охотой, интересом. Поэтому не форсируйте обучение и старайтесь привнести в него элементы игры.

Совет 2: Как объяснить ребенку вычитание

Ребенок дошкольного возраста вполне может освоить основные арифметические действия. Он схватывает новые знания на лету, и родителям остается только использовать это замечательное качество дошкольного возраста. Сложение и умножение обычно оказываются малышам понятнее, нежели вычитание и деление. Однако и эти арифметические премудрости ребенок одолеет без напряжения, если использовать некоторые приемы.
Вам понадобится
  • - наборы одинаковых предметов;
  • - карточки с цифрами.
Инструкция
1
Научите ребенка считать в прямом и обратном порядке. Для этого не обязательны специальные занятия, просто не упускайте такой возможности. Считать можно все, что угодно: кубики, конфеты, яблоки, машины на стоянке, цветы на клумбе. Объясните своему ученику состав числа. Это лучше всего делать на наглядных примерах. На газоне сидели пять кошек, некоторые из них залезли на дерево. Сколько кошек сидит на дереве, а сколько осталось под ним? При решении таких наглядных бытовых задач дошкольник усваивает не только принцип сложения, но и состав числа. Если под деревом остались три кошки, а на дерево влезли две, то их все равно пять. Можно использовать счеты, особенно если они с разноцветными косточками.
2
На таком же примере можно попробовать объяснить и принцип вычитания. Было пять кошек, а сейчас сколько осталось? Что ты сделал для того, чтобы это узнать? Скорее всего, дошкольник ответит, что он сосчитал кошек в первый и во второй раз. Можно подсказать ему и другой способ действия. Чтобы узнать, сколько предметов осталось, надо вспомнить, сколько их было, и вычесть из этого количества те, которое переместились в другое место.
3
Для обратного счета используйте набор одинаковых предметов. Например, положите перед своим учеником пять кубиков в ряд. Предложите ему их сосчитать. Начните строительство дома и уберите 1 кубик. Предложите пересчитать оставшиеся. Заниматься можно не только в игровом уголке, но и во время приготовления обеда. Малыш будет просто счастлив помочь. Предложите ему отсчитать нужное для супа количество картофелин, а затем пусть подает вам по одной и считает, сколько осталось. Повторяйте это упражнение регулярно с разными предметами. Ваш ученик должен хорошо понять, что будет, если из группы предметов убрать один.
4
Учите ребенка сравнивать группы предметов. Начните с метода приложения. Постарайтесь, чтобы он сам предложил этот способ. Спросите, чего больше на кукольном столе — тарелок или ложек? Что нужно сделать, чтобы это узнать? Если малыш затрудняется, предложите ему разложить ложки рядом с тарелками так, чтобы везде было по одной. Сколько ложек не хватает? Сколько лишних тарелок? Предложите ребенку посчитать количество тех и других предметов. Одно число будет обязательно больше второго на количество «лишних» единиц. Чтобы узнать, насколько больше получилось тарелок, необходимо из их количества вычесть количество ложек. Ребенок должен усвоить, что при вычитании положительных чисел самое большое число — это то, из которого нужно вычесть, а самое маленькое — то, что получится в результате.
5
Объясните ребенку, что число можно записать специальными значками. Когда он хорошо усвоит, какой цифрой обозначается то или иное количество предметов, можно показать ему, что этими же значками можно записать и пример. Но для этого дошкольник должен понять и запомнить, что одним и тем же числом обозначаются любые предметы.
Видео по теме

Совет 3: Как объяснить ребенку математику

Обычно дошкольники усваивают математические понятия легко и естественно. Ситуаций, когда нужно что-то сравнить по величине, сложить или умножить, в повседневной жизни предостаточно. Однако бывают и ситуации, когда родителям нужно что-то объяснить малышу или же специально создать игровую ситуацию, когда ребенок сам сообразит, как выполняется то или иное действие и что должно получиться в результате.
Вам понадобится
  • - любые одинаковые мелкие предметы;
  • - любые продукты, которые можно поделить на части;
  • - карточки или кубики с цифрами;
  • - предметы разной величины;
  • - измерительные инструменты.
Инструкция
1
Научите ребенка сравнивать предметы по разным параметрам. Двухлетний малыш уже может отличить квадратик от кружочка, а то и другое - от треугольника. Эти знания значительно облегчат ему изучение геометрии. Если же вы будете показывать и другие геометрические фигуры и научите анализировать форму разных "неправильных" предметов, малышу будет значительно проще их потом нарисовать.
2
Очень важно научить сравнивать количества предметов. На первом этапе не нужно ничего считать. Научите ребенка различать понятия "один" и "много". Если в вазе лежит одна конфета, то она достанется кому-то одному, а если много - можно угостить маму, папу, бабушку и дедушку, и даже всех ребят во дворе.
3
Создайте несколько игровых ситуаций, когда ребенку нужно определить, в какой группе больше предметов, в какой - меньше, а в какой - столько же. Например, можно попросить его накрыть на стол. Он уже примерно знает, на каком месте кто сидит. Пусть поставит тарелки для всех членов семьи, а вот ложек или вилок дайте больше или меньше, чем нужно. Если ложек не хватило, это означает, что их меньше, чем тарелок. Осталась лишняя вилка? Значит, вилок больше.
4
Изучать математические действия начните со сложения. Дайте ребенку один предмет - к примеру, шарик. Спросите, сколько у него шариков. А что будет, если вы купите еще один? Шариков станет два, и это больше, чем один. Повторяйте это упражнение с разными предметами, чтобы ребенок понял, что считать можно и шарики, и кубики, и машины, и морковки, и даже косточки на счетах. На первых порах старайтесь выбирать одинаковые предметы. Потом можно будет задать вопрос, сколько всего предметов находится на столе. Но к этому моменту ребенок должен уже понимать, просят его сосчитать какие-то конкретные вещи или предметы вообще.
5
Действием, обратным сложению, является вычитание. Объяснять его тоже можно наглядно. За столом сидело пять человек, один ушел на работу - сколько осталось? Продолжайте игровые упражнения с кубиками и куклами.
6
Постройте из кубиков домики и поселите туда оловянных солдатиков. Сделайте так, чтобы одному солдатику домика не хватило. Почему так получилось? Потому что солдатиков больше, чем домиков. Попросите ребенка сосчитать те и другие предметы.
7
Начните изучать цифры. Объясните малышу, что количество любых предметов обозначается на письме определенным значком. Дайте ему несколько одинаковых предметов, попросите их посчитать и покажите, какой цифрой обозначается это число. Затем дайте столько же других предметов и тоже попросите посчитать. На карточке будет один и тот же значок, несмотря на то, что в первый раз считали солдатиков, а во второй - машинки. Покажите малышу, каким образом обозначаются на письме знакомые ему знаки арифметических действий. Предложите самостоятельно составить пример. Например, во дворе стояло пять машин, две уехали. Как это будет выглядеть на карточках? А если было пять морковок, а две из них съел кролик - что получится? Ребенок должен понять, что цифры могут обозначать любые предметы.
8
Умножение лучше всего объяснять с помощью знакомого уже действия сложения. Если у вас есть два яблока, к ним прибавили еще два, а потом еще - сколько получится? Спросите малыша, сколько раз вы брали по два яблока. Расскажите, что если одинаковое количество предметов взять несколько раз, то сосчитать их можно значительно быстрее. Достаточно количество яблок, которое было в самом начале, умножить на количество раз, когда яблоки добавляли. При этом самый первый раз тоже считается.
9
Чтобы объяснить деление, приготовьте такое количество одинаковых предметов, которое можно разделить поровну на всех членов семьи. Понятие "столько же" ребенок уже знает. Предложите ему сосчитать предметы, а затем раздать их всем членам семьи так, чтобы у всех оказалось по две конфеты или по четыре шарика.
10
Дошкольник может усвоить и простые дроби. Для этого вам понадобится арбуз, яблоко, апельсин или еще что-нибудь в этом же роде. У вас одно яблоко. Вас двое, и каждый хочет, чтобы ему сколько-нибудь досталось. Как поступить, чтобы никому не было обидно? Можно разрезать яблоко на две равны части, тогда всем достанется по половинке. Точно так же можно разделить его, чтобы хватило и папе, и бабушке.
Видео по теме
Обратите внимание
Замечено, что математику очень быстро осваивают дети, которые начали заниматься музыкой. Это происходит потому, что у них подключается еще и слуховой анализатор. Они не только считают доли такта, но и учатся определять их на слух.
Совет полезен?
У ребенка раннего возраста преобладающим является наглядно-действенное мышление, у младшего дошкольника - наглядно-образное. К школе формируется словесно-логическое. Обучение математике будет идти значительно легче, если вы учтете возрастные особенности малыша.

Совет 4: Как научить ребенка считать в уме

Изучение устного счета способствует у детей развитию умственных способностей. Учить ребенка считать в уме можно уже с 4-5 летнего возраста. Чтобы ребенок научился устному счету, занятия должны проходить в увлекательной форме, так как ему легче обучатся тому, что для него интересно.
Инструкция
1
Чтобы научить ребенка считать в уме, ему сначала нужно объяснить понятия «больше и меньше». Например, при чтении книжек, нужно спрашивать ребенка каких цветов на картинке больше, где нарисовано меньше деревьев.
2
Объясните ребенку понятие «поровну». Например, спросите у ребенка: «здесь лежит два яблока и здесь лежит два яблока, где яблок больше?», пусть он пробует делить какие-нибудь предметы поровну.
3
Теперь можно начать осваивать с ребенком устное сложение и вычитание. Сначала можно показывать ему примеры на каких-нибудь предметах, например яблоках или конфетах, чтобы ребенок понял механизм счета. Нужно ему объяснить, что при сложении получается большая сумма, а при вычитании получается меньшая сумма.
4
На примерах объясните ребенку, что если поменять слагаемые местами, то сума не изменится. Это поможет ему научиться считать в уме. Также можно научить ребенка считать в уме при помощи специальных обучающих игр. Это могут быть специальные таблицы с числами и точками, специальные кубики или пластмассовые цифры со знаками.
5
Научите ребенка подсчитывать в пределах 10. Покажите ему результаты всех возможных вариантов вычитания и сложения в пределах этой цифры. Переходить к двузначным числам можно только тогда, когда ребенок нормально ориентируется и не путается в вычитании и сложении однозначных чисел.
6
Не нужно просто заучивать цифры и варианты, обучение должно проходить в игровой форме. В таком случае ребенок осознанно запомнит цифры и правила счета, а также сможет закрепить свои знания.
7
Нужно регулярно заниматься с ребенком, но при этом не следует его перегружать. Объясните ребенку порядок счета при сложении и при вычитании, что сначала нужно посмотреть, сколько было, затем, сколько прибавили, потом сколько стало.
8
При переходе к двухзначным числам, а также к умножению и делению, в более старшем возрасте, также объясните ребенку принцип умножения и деления на простых числах и покажите ему порядок счета.
Как научить ребенка считать
Связанная статья
Как научить ребенка считать
Источники:
  • как научить ребёнка считать примеры

Совет 5: Как научить ребенка решать задачи по математике

Решению задач при изучении математики в начальной школе уделяется много внимания. Нужно научить ребенка находить решение, правильно оформлять его в тетради, объяснять, что найдено в том или ином действии. Больше всего проблем возникает при поиске решения. Основные обязанности при этом возлагаются на учителя, но обязанность родителей - закреплять знания дома и вести работу по развитию ребенка. И делать это нужно задолго до школьного обучения.
Инструкция
1
Учите ребенка устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Например, почему один из стоящих рядом многоэтажных домов выше, а другой ниже? Для взрослого человека очевидно, что его высота зависит от количества этажей. Эту связь, возможно с вашей помощью, должен установить и ребенок. Почему волк добрался до домика бабушки быстрее, чем Красная Шапочка? Установите связь между длиной пути и временем (в этом случае понятие "скорость" можно не рассматривать). Почему для перемещения одних предметов хватает сил человека, а для других приходится вызывать подъемный кран? Приучайте ребенка отвечать на вопросы "как?", "почему?", "зачем?", "откуда?" и подобные им, развивайте умение устанавливать логические связи.
2
Расширяйте кругозор ребенка. Чтение различной художественной и детской научно-популярной литературы поможет это сделать. Получая ответы на многие "почему?", маленький человек познает мир. В дальнейшем, при решении математических задач, он, используя свой кругозор, и понимая, как происходят те или иные процессы, легко найдет решение.
Расширяют кругозор и пополняют знания об окружающем мире экскурсии, занятия в различных кружках и секциях.
3
Работайте над скоростью чтения ребенком печатного текста. Невозможно решить задачу, читая ее по слогам и к концу прочтения забывая, о чем шла речь в начале! После прочтения задачи, задайте ребенку несколько вопросов по ее содержанию. Проверьте, понял ли он, о чем речь.
4
Добейтесь прочного усвоения ребенком соотношений между единицами измерения величин. Знать, что в 1 метре содержится 100 сантиметров, а в 1 центнере 100 килограммов, нужно обязательно!
5
Формируйте у ребенка умение решать простые задачи в одно действие. Их примеры можно найти в учебниках математики.
6
Решая составную задачу (в несколько действий), разбейте ее на простые задачи, которые ребенок уже умеет решать.
7
Автоматизируйте навык устного счета. Сложение и вычитание в пределах 100 (все случаи) и легкие случаи вычислений в пределах 1000, а также таблицу умножения ребенок должен знать хорошо.
8
Для решения некоторых задач (на движение, например) необходимо знать формулы. Проверьте их знание у ребенка.
9
Ведите работу по формированию умения решать задачи систематически, а не от случая к случаю. Результаты будут видны только при ежедневной кропотливой работе.
Совет полезен?
Используйте в занятиях многочисленную литературу по развитию у детей логического мышления, внимания, памяти.
Источники:
  • как научить решать задачи по математике ребенка

Совет 6: Как научить ребенка сложению

Многие родители задумываются о том, что стоит научить своего ребенка складывать числа до того, как он пойдет в школу. Но нужно это сделать понятно, доступно, а главное – чтобы ребенку было интересно.
Инструкция
1
Для начала стоит научить ребенка цифрам в пределах десяти. Для этого нужно приобрести специальную книжку, где эти цифры представлены в различных формах, которые могут заинтересовать ваше дитя (например «десять» в форме улитки). Таким образом, вы сможете заинтересовать ребенка и вызвать у него некую ассоциацию цифры и объекта, что поможет ему запоминать.
2
После этого вам нужно взять два одинаковых предмета (например, яблока), и в игровой форме объяснить ребенку, что «было одно яблоко, положили еще одно, получилось два». Опять-таки в игровой форме, продвигайтесь таким образом до того момента, пока ребенок не сможет совместить цифру и количество (например, пока не посчитает семь яблок, лежащих перед ним).
3
Уже после этого научить ребенка сложению будет просто: выдумываем либо берем из книжки всякие сказочные задачки, желательно разнообразные, и просим ребенка их решать. Именно пройдя все этапы совмещения понятий «число/количество», ребенок сможет самостоятельно складывать числа в пределах тех, которые он знает.
4
Внимание стоит уделять следующим вещам: ребенок должен быть заинтересован в обучении, поэтому стоит проводить процесс в игровой форме и применять «сказочные» задачи. А еще стоит обучать малыша не только сложению, но и вычитанию (одновременно), тогда оба процесса будут упрощены и более понятны для него. Не нужно сразу давать своему ребенку большую нагрузку, он должен усваивать все постепенно.
5
Итог таков: чтобы научить ребенка сложению, нужно понимать, что он ребенок, и подавать информацию в нужной для него форме. Не стоит требовать от малыша великого проявления математических способностей, пусть он освоит хоть маленькие знания. Ведь в будущем он пойдет в школу, а уже там его смогут обучить опытные учителя. Ну, а пока стоит просто «играть в числа» со своим ребенком, постепенно его обучая.
Видео по теме

Совет 7: Как научить ребенка быстро считать в уме

Когда маленьким детям рассказывают о школе, то обычно говорят: «Тебя там научат читать, писать и считать». Однако подобные данные уже устарели – сейчас в школу без этих и многих других базовых навыков ребенка вообще не принимают. Когда малыш производит несложные математические операции, загибая пальцы, это нормально. Но с определенного возраста подобную технологию необходимо забыть и учиться считать без помощи подручных средств.
Вам понадобится
  • Книжки с примерами на устный счет, карточки с цифрами.
Инструкция
1
Возраст, в котором ребенок должен научиться считать в уме, у каждого разный, но в среднем это 5-6 лет. Чтобы научить ребенка быстро считать в уме, для начала его нужно научить просто считать в уме, а до этого – в принципе научить считать. Как бы очевидно это ни звучало, каждому из этих пунктов нужно уделить должное внимание, а многие родители об этом забывают.Итак, сначала ребенок должен хорошо научиться считать предметы – счетные палочки, игрушки, что угодно, и производить с ними простые арифметические операции. Если малыш не может сосчитать, сколько получится палочек, если к двум палочкам положить еще две палочки, не требуйте от него посчитать в уме, сколько будет «2+3».
2
Чтобы ребенок хорошо освоил счет в уме, он должен хорошо быть знаком с понятиями «больше» и «меньше», «поровну», разбираться в составе числа. Существует несколько разных приемов счета в пределах десятки. Ежедневными веселыми занятиями необходимо добиться того, чтобы малыш разбирался в составах чисел 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10. Он должен освоить, например, все способы получения числа 7 в пределах десятки (1+6, 2+5, 3+4). У детей прекрасная зрительная память, поэтому даже постоянно глядя на такие примеры, ребенок привыкнет к их значениям. Очень полезно для таких операций использовать обычные карточки с цифрами или «кассу цифр».
3
С помощью игрушек или других наглядных примеров изучите с ребенком состав числа 10, чтобы он знал, что 10 – это 2+8, 3+7, 4+6 и т.д. Объясните ему, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется (разумеется, можно не так научно – «если поменяем числа местами, все равно получим столько же»), объясните, что вычитание – обратная к сложению операция. Когда дошкольник освоит сложения в пределах десятки в уме, дело пойдет гораздо быстрее.
4
Чтобы выйти за пределы десятки, можно использовать способ «до десятки». Например, требуется сложить 7 и 5. Числу 5 до 10 не хватает 5, их мы забираем у 7, остается 2. То есть, 7+5=5+5+2. А прибавить 2 к 10 не так уж сложно.
5
Главное в освоении быстрого счета в уме – это наглядность. Предложите, например, ребенку складывать и вычитать числа, которые он видит на улице. Номера машин, например. Проехала машина с номером 398 – предложите посчитать, сколько будет 3+9+8 и т.д.
6
О том, стоит ли еще до школы давать ребенку примеры на умножение и деление, довольно много спорят. Оцените способности своего ребенка сами, но не перегружайте его и не превращайте его жизнь в один сплошной урок математики. В любом случае, технология освоения умножения и деления в уме примерно такая же, как и со сложением и вычитанием.
Совет полезен?
Главное правило счета в уме – никаких подручных средств. Следите, чтобы ребенок не загибал пальцы, не перекладывал палочки или игрушки. Чем больше практики – тем выше скорость математических операций. Ничего сложного.
Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях
Связанная статья
Источники:
  • как научить ребенка 9 лет быстро читать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500