Совет 1: Кому Nokia продала Vertu

В начале лета финская компания Nokia объявила, что заключила с одним из частных фондов соглашение о продаже своего подразделения, производящего престижные телефоны Vertu. Долю бренда в элитном сегменте рынка специалисты оценивают в 60% при средней цене оригинального аппарата этой марки порядка € 5000. Стоимость всего предприятия, по оценке агентства Bloomberg, достигает € 200 млн.



Фирма Vertu Ltd основана в 1998 году ведущим дизайнером Nokia Фрэнком Нуово. И сегодня он остается главным дизайнером компании по производству сотовых телефонов класса «люкс» и других предметов роскоши с главным офисом в английском графстве Гемпшир. Несмотря на финансовый кризис последних лет, объем производства основной продукции - мобильных телефонов - продолжает расти не менее чем на 10% каждый год. В основном это происходит за счет продаж «статусной» продукции в России, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии. У родительской же фирмы Nokia дела в эти годы пошли значительно хуже - она вынуждена сокращать рабочих и искать дополнительные средства для поддержки производства. Это и привело к продаже Vertu шведскому фонду EQT VI - одному из подразделений компании EQT Partners AB.

EQT Partners AB основана в 1994 году и сегодня имеет порядка 220 сотрудников, работающих в штаб-квартире в Стокгольме и дополнительных офисах в Европе, США и в Азии. Эта частная инвестиционная и венчурная компания вкладывает деньги в сделки, связанные с изменением состава владельцев средних и крупных предприятий, их перепрофилированием, реструктуризацией, выкупом долговых обязательств и т.д. Как правило, компания не действует напрямую, а использует 14 самостоятельных фондов, таких как EQT VI, участвующий в сделке с Vertu. Некоторые из этих фондов являются частью других, более крупных структур. Шведскую компанию интересуют сделки с предприятиями, работающими в Восточной и Северной Европе, США, Китае, если их объем превышает € 50 млн. Финансируя их, компания составляет собственный инвестиционный портфель из акций предприятий, в правления которых EQT Partners AB делегирует собственных представителей или получает контрольный пакет.

Сделка еще должна быть одобрена европейским антимонопольным органом, после чего за Nokia останется лишь 10% активов предприятия. Представители EQT Partners в прессе сообщили, что через EQT VI намерены финансировать разработку новой продукции Vertu, расширение розничной сети продаж и маркетинг. Специалисты считают, что смена владельца пойдет на пользу элитному бренду.


Совет 2: Кому принадлежит бренд Vertu

Брэнд Vertu широко известен благодаря мобильным телефонам, которые отличаются не столько техническими характеристиками, сколько качеством отделки и эксклюзивностью. В этом году у компании, выпускающей «статусную» продукцию, изменился владелец, хотя для пользователя и покупателя Vertu от этого пока ничего не изменилось.



До середины этого года компания Vertu принадлежала финскому концерну Nokia, производящему различное телекоммуникационное оборудования, среди которого мобильные телефоны занимают львиную долю. Компания по производству телефонов класса «Люкс» была отдельным подразделением с головным офисом в Англии. Ее 14 лет назад основал Фрэнк Нуово, главный дизайнер концерна Nokia. Однако в последние годы финский концерн, как и многие производители мобильных средств связи, стал испытывать финансовые трудности. Они заставили искать дополнительные средства даже за счет массового сокращения рабочих на заводах Nokia в разных странах мира. В то же время производство мобильных телефонов Vertu продолжает стабильно расти и это подразделение финского концерна - один из наиболее ликвидных активов Nokia.

В 2011 году Nokia решила поправить свое финансовое положение за счет продажи большей доли компании Vertu. Поиски и длительные переговоры привели к заключению летом 2012 года соглашения со шведской инвестиционной компанией EQT Partners AB. Официальным покупателем 90% активов Vertu выступил один из 14 фондов EQT Partners с названием EQT VI. Шведский концерн основан сравнительно недавно - в 1994 году - и призван вкладывать деньги группы частных инвесторов в сделки по покупке или перепрофилированию средних и крупных производств. Известные до сих пор сделки осуществлялись в Европе, США и Китае, а суммы, которые шведский фонд в них вкладывал самостоятельно или с другими партнерами, были не ниже уровня в 50 миллионов евро. Как правило, после приобретения компании в ее управляющий орган включается представитель нового владельца, а в политику предприятия и вносятся необходимые инвестору изменения. Стало известно, что EQT Partners планирует вкладывать дополнительные деньги в разработку новых моделей телефонов Vertu и расширение розничной сети продаж.


Совет 3: Почему Nokia закрывает все фирменные магазины в России

Решение о закрытии всех фирменных магазинов финская компания Nokia приняла еще в мае, но общественность узнала о нем только в июне. Тем не менее, российский рынок остается одним из приоритетных для Nokia, изменится лишь способ продаж.



Вице-президент компании по евразийскому региону Эрик Бертман заявил о закрытии всех магазинов Nokia. В начале 2012 года у компании было 57 фирменных магазинов, из которых 44 работали под управлением компании «Носимо», а остальные управлялись re:Store Retail Group.

Одной из возможных причин закрытия магазинов стало падение продаж мобильных телефонов в России и мире. На быстро растущем рынке смартфонов Nokia значительно отстала от своего главного конкурента Samsung. Если в 1 квартале 2011 года Nokia занимала 1 место по доле в мировых продажах смартфонов (60,7%), то за тот же период 2012 года доля продаж снизилась почти вдвое (31,9%), опустив компанию сразу на третье место. Тем не менее, по общему количеству проданных телефонов Nokia по-прежнему остались на первом месте – 38,6% рынка против 36,4% у Samsung.

Такая ситуация не могла не встревожить менеджмент Nokia, был проведен тщательный анализ рынка и последних тенденций. Бизнес монобренда, на который делала ставку компания, перестал оправдывать себя. Если несколько лет назад все новинки появлялись у Nokia и лишь затем копировались другими производителями, то сегодня выпустить интересный продукт может практически любая компания. Покупатель предпочитает сравнивать модели разных брендов и выбирать наиболее любопытный для него.

В мае 2012 года с управляющей магазинами компанией «Носимо» был расторгнут контракт, она приняла решение перепрофилировать магазины в монобрендовые салоны Samsung. Развитие розницы телефонов Nokia управляющие компании производили за свой счет, без финансирования со стороны Nokia.

Продажи в фирменных магазинах были всегда достаточно высоки, но их доля в общей выручке незначительна. Менеджмент Nokia посчитал, что закрытие салонов не повлияет на долю продаж телефонов компании на российском рынке, достаточно будет интернет-магазинов, салонов партнеров и зон бренда Nokia в магазинах ритейлеров. Именно в этих направлениях сегодня будут развиваться каналы сбыта продукции.

Закрытие магазинов – лишь часть антикризисной политики Nokia. Кроме этого, планируется значительное сокращение штата сотрудников, сворачивание элитного подразделения Vertu и выпуск супердешевых смартфонов под маркой Nokia.


Видео по теме
Видео по теме
Источники:
  • Сайт компании EQT Partners AB
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500